Нетрадиционное искусство потеснило шедевры

Отправив "Мадонну Литту" в Италию (пусть красавица родину увидит), петербургская музейная элита -- Эрмитаж и Русский музей -- предоставила свои территории для продвинутой публики.18 ноября в Петербурге стартовал Фестиваль видеоарта.

<BR><BR>Отправив "Мадонну Литту" в Италию (пусть красавица родину увидит), петербургская музейная элита -- Эрмитаж и Русский музей -- предоставила свои территории для продвинутой публики.18 ноября в Петербурге стартовал Фестиваль видеоарта.<BR>Художники из США, Нидерландов, Великобритании и Израиля, все ветераны Венецианской Биеннале (старейшего и престижнейшего мирового форума по современному искусству) полны решимости показать петербургской чопорной публике, что есть что и кто есть кто в мире искусства нашего времени. По этому поводу в Эрмитажном театре прошел симпозиум с участием художников и ведущих зарубежных арт-критиков. Говорили об умном: как доходчивее продемонстрировать зрителю лучшие образцы современного видеоарта. Увы, наш зритель, особенно тот, кто регулярно посещает музеи, подобными словами не избалован. Он не очень понимает, как можно выставлять видео в Эрмитаже. Бороться с косными представлениями об искусстве и призваны носители новых медиатехнологий. Ну а для самых непродвинутых все-таки будут демонстрироваться традиционные экспонаты -- произведения из собственных коллекций Эрмитажа.<BR><BR><B>Шепот молекул</B><BR>Трудненько, например, придется зрителям на показах американцев Билла Виолы и Ширин Нешат. Эти двое, живые классики видеоарта, не будут пугать привыкших к возвышенному завсегдатаев петербургских классических музеев трясущимся и взрывающимся изображением. Они снимают картины -- просто картины итальянского возрождения. Вообще у них все делается медленно, неспешно, как будто заторможенно. Именно про Виолу можно сказать, что он снимает неподвижность бытия. Попробуйте полчаса разглядывать обивку дивана или книжный шкаф. Уверяю, что незаметная жизнь материальной составляющей мира, перетекание молекул по поверхности, наслоение или сдувание пыли начнут становиться заметными минут через 15. Продвинутые наблюдатели делают это на 9-й минуте (установлен рекорд). Так и с этими фильмами: надо очень долго смотреть в экран, прежде чем придет понимание -- там что-то живет. Просто медленно. Не менее медленные работы и у иранки по рождению Ширин Нешат. Ничего революционного, просто течение бытия. Если что-нибудь подобное сотворит в дипломной работе пятикурсник университета кино и телевидения, идею сочтут подражательской, банальной и вообще наводящей скуку, а здесь зрители ищут тайный смысл -- и каждый находит в меру своей испорченности цивилизацией или религией.<BR><BR><B>Модное искусство наступает</B><BR>Для показа видеоарта выделены Главный штаб -- от Эрмитажа, Мраморный и Строгановский дворцы и Инженерный замок -- от Русского музея. Публику, которая не понимает сути выставки, будут просвещать на месте: предусмотрена целая образовательная программа по современному видеоискусству в Институте ПРО АРТЕ (лекции, презентации, видеопоказы).<BR>На самом деле новизну надо искать не в методе медиатехнологий, а в том, что впервые два крупнейших российских музея, которые, как и все музеи, находились друг с другом в некоторой конкуренции, объединились перед лицом наступающего на нас модного искусства, которое успело поглотить и Лувр, и нью-йоркский музей Метрополитен. Вдвоем, вероятно, легче обороняться. Между прочим, в Москве ни на что подобное еще так и не решились: купечество думает, не является ли подобный фестиваль каким-то подвохом.