00:0014 ноября 200300:00
8просмотров
00:0014 ноября 2003
Трудно переоценить значение премьеры, запланированной в БДТ имени Товстоногова на 15 ноября. Шекспировскую "Двенадцатую ночь" в постановке Григория Дитятковского с нетерпением ожидали еще в прошлом сезоне.
<BR><BR>Трудно переоценить значение премьеры, запланированной в БДТ имени Товстоногова на 15 ноября. Шекспировскую "Двенадцатую ночь" в постановке Григория Дитятковского с нетерпением ожидали еще в прошлом сезоне.<BR>Тогда, в силу различных обстоятельств, выпуск спектакля пришлось перенести. Это только подогрело интерес к предстоящему событию. И неспроста.<BR><BR><B>...На той единственной</B><BR><B>Гражданской</B><BR>В начале нынешнего театрального сезона некоторые питерские СМИ огорошили театральную публику сенсацией: Кирилл Лавров уходит с поста худрука БДТ и передает свои полномочия Григорию Дитятковскому. Когда в БДТ вновь обрели способность дышать и отвечать на вопросы, выяснилось, что "слухи несколько преувеличены". Кирилл Юрьевич по-прежнему лишь планирует собственный уход с почетной, но весьма обременительной должности и ищет себе достойного преемника. Григорию Дитятковскому, набравшему актерский курс в студии БДТ, действительно предложен пост -- но не худрука, а главного режиссера. Это совсем не одно и то же. Разница -- в объеме полномочий, в степени художественной, финансовой и административной самостоятельности. От должности, предполагающей лишь обязанности, а не права (без которых эти обязанности невыполнимы), Григорий Дитятковский, подумав, отказался. Знаменитая труппа БДТ, которая с большой долей сомнения соглашалась на Дитятковского -- главного режиссера, идею Дитятковского -- худрука восприняла в штыки. Особенно та часть труппы, которую принято называть "старой товстоноговской гвардией". Другая часть коллектива видит своего лидера в Андрее Толубееве. Третья, вероятно, продолжает ждать "второго Товстоногова"... В общем, далеко не случайно Кирилл Лавров, лучше других понимающий, что БДТ находится в творческом тупике, заговорил о "гражданской войне" в родном театре, которой всеми силами хотелось бы избежать.<BR>На все дает права одна двенадцатая ночь с начала Рождества!<BR><BR><B>Люди и роли</B><BR>Дитятковский уже ставил спектакли в БДТ и делал это вполне успешно: "Отец" Стриндберга (с Еленой Поповой и Сергеем Дрейденом) и "Федра" Расина (с Мариной Игнатовой) снискали ему славу профессионала и эстета. Режиссера, всерьез воспринимающего идеи академического искусства, но не чуждого оригинальности. Его московские достижения, судя по отзывам тамошней прессы, были менее выразительны. Для шекспировской комедии Дитятковский замыслил в высшей степени любопытное распределение ролей: влюбленного герцога Орсино играет Сергей Дрейден, весельчака и пьяницу сэра Тоби -- Вячеслав Захаров, шута Фесте -- сама Алиса Фрейндлих (вот это действительно сенсация!), Виолу, девочку, переодевшуюся мальчиком, -- Мария Лаврова, Марию -- Елена Попова, Мальволио -- молодой актер Андрей Астраханцев (тоже странно -- обычно Мальволио играют рамолические старики). Художник постановки -- блистательная Марина Азизян, постоянный соавтор Дитятковского.<BR><BR><B>То и так</B><BR>Премьера выходит в весьма нервной обстановке. Если раньше любой спектакль БДТ находился под пристальным вниманием публики и критики, то теперь зоркость пытливых глаз возрастет вдвойне, и вполне возможно, что даже зрители первых рядов вооружатся театральными биноклями. Шутка ли -- спектакль претендента на пост руководителя БДТ! Конечно же от того, как пройдет премьера "Двенадцатой ночи", ничего конкретно не зависит: продолжительность аплодисментов (или их отсутствие) не станет решающим аргументом в давних размышлениях. И все же... "И все не то, и все -- не так, но что есть "то" и "так"?" -- как спрашивал некогда поэт Давид Самойлов в своих комментариях к веселой шекспировской комедии.