Если люди летают, значит, это кому-нибудь нужно

Умный писатель 100 лет назад задал вопрос: "Почему люди не летают, как птицы?" Именно это неумение активно используют петербургские бизнесмены, которые отправляют своих клиентов в свободное падение.

Умный писатель 100 лет назад задал вопрос: "Почему люди не летают, как птицы?" Именно это неумение активно используют петербургские бизнесмены, которые отправляют своих клиентов в свободное падение.<BR><BR>В Петербурге и его окрестностях функционирует полдюжины так называемых дропзон (DZ) -- так на западный манер принято именовать то место, где можно прыгнуть с парашютом: аэродром Касимово, Петербургский аэроклуб на аэродроме Горская, аэродромы в Куммолово и Гатчине. Есть территории для прыжков непосредственно в городе, один из них -- "Балтийский аэроклуб" на Ржевке. Сколько людей в Петербурге "падает" с неба в течение года, точно сказать сложно. Но только новичков, так называемых "перворазников", через среднюю дропзону проходит -- или пролетает -- от 500 до 1000 человек.<BR><BR><B>Бизнес для фанатов</B><BR>На широкую ногу парашютный бизнес был поставлен, в общем-то, не так давно -- 4, от силы 5 лет назад. В 1997 г. на базе Касимово была создана Федерация парашютного спорта Северо-Запада России. Зарабатывают здесь в основном на новичках. При этом затраты стараются минимизировать по максимуму. По словам старшего инструктора по прыжкам Сергея Понкратьева, штатных сотрудников на аэродроме всего четверо, остальные, а их в 10 раз больше, фактически волонтеры. С большинством техников, инженеров, инструкторов и укладчиков здесь рассчитываются по бартеру, то есть прыжками.<BR>"Бизнес этот очень специфический, вести его отважится то, кто сам не мыслит себя без неба, -- говорит один из совладельцев Балтийского аэроклуба Денис Барыгин. -- Я, например, по большому счету, затевал все это дело для себя: с парашютом я не расстаюсь уже 18 лет и даже в отпуск беру его с собой".<BR>Около 4 лет назад Денис сотоварищи объединили капиталы и создали Балтийский аэроклуб, который базируется на аэродроме Ржевка. Клуб -- общественная организация, сегодня его учредителями являются около 500 спортсменов-парашютистов. "Начали с того, что приобрели самолет, -- вспоминает Денис, -- 20-местный Л-410.Он достался нам списанный, но после капремонта. На его технических качествах это никак не отражалось -- самолет был полностью технически исправен, а вот цена аэротехники на вторичном рынке снижается почти вдвое".<BR>Цена самолета типа Л-410 колеблется от $50 до100 тысяч. Сегодня в хозяйстве Балтийского аэроклуба уже четыре самолета, кроме Л-410, с которого как раз и совершаются прыжки. Это спортивные двухместки ЯК-52 и ЯК-18Т и истребитель Л-29.<BR>"Мы платим восьми службам -- собственно аэродрому, Гидрометцентру, диспетчерским службам, Росаэронавигации, управлению воздушным движением, медикам и др. Затрат много. И если бы я хотел просто быстро отбить средства, то сделал бы ставку на проходимость, на массовость. Но это неинтересно. Поэтому мы закупили не обычные десантные парашюты Д-6, а более дорогие "крылья". Цель -- человек должен получить максимум остроты ощущений и вернуться к нам вновь", -- объясняет Денис Барыгин.<BR><BR><B>Небо. Самолет. Девушка</B><BR>Сервис одной из местных дропзон оказался весьма аскетичным. Впечатления от первого прыжка отрывочны и мелькают яркими картинками. Небо, солнце, аэродром Касимово. В школе для "чайников", долго "парят" страшилками, а потом весело напутствуют: "Все будет хорошо! Считайте, что прыгнуть с парашютом -- все равно что прокатиться на карусели".<BR>После этого -- долгое ожидание своей очереди. В укладочном павильоне "перворазники" примеряют парашют -- 11 кг основной и 5 кг -- запаска, шлем и очки. Вот и вся экипировка. Приглашают проследовать в самолет. АН-2, небо, считалка "221, 222, 223...". Парашют почти не регулируется, и приземление не самое мягкое, но руки, ноги и голова на месте.<BR>Весь бизнес парашютных предпринимателей построен на том, что клиент, впервые опробовавший небо "на прочность", должен возвращаться вновь и вновь. К примеру, получить воздушное крещение на круглом десантном Д-6 или Д1-5У стоит от 450 до 600 рублей, прыжок на парашюте типа "крыло" потянет уже на $120 (новичок прыгает в тандеме. Подобно детенышу кенгуру, он пристегнут к инструктору, который помогает ему скоординироваться и правильно лететь). Постоянный клиент, он же сертифицированный спортсмен, за аналогичное удовольствие платит лишь около 300 рублей.<BR>Однако перейти из начинающих в разряд сертифицированных спортсменов можно, лишь пройдя специальный курс обучения, за который каждый клиент должен заплатить $650-950.<BR>Впрочем, затраты организаторов парашютных полетов также достаточно весомы. Поскольку новичок обеспечивается снаряжением по полной программе, хороший аэроклуб, как правило, должен иметь не только достаточный парк парашютов ("крыло" стоит в среднем от $4 до 12 тысяч, а десантные модели -- до $1600), но и прочую экипировку -- комбинезоны, шлемы, высотомеры. На это требуется еще $1-2 тысячи. Кроме того, необходимо учесть, что каждый парашют имеет довольно ограниченный ресурс. У обычного Д-6 он составляет примерно 300 прыжков, и, если учесть, что в среднем каждый парашют за день поднимается в воздух 2 раза, то весь парашютный ресурс можно выработать за 1-2 сезона.<BR>