Крупные проекты стали заложниками заемных средств

Строить дороги, метрополитен и готовить земли под строительство город будет в долг

<B>Строить дороги, метрополитен и готовить земли под строительство город будет в долг</B><BR>Целевой бюджетный фонд развития инфраструктуры, из которого финансируются важнейшие городские проекты, со следующего года увеличится более чем в 3 раза. Он составит 5,1 млрд рублей.<BR><BR>В основном фонд наполняется за счет гособлигаций Петербурга. Но со следующего года у фонда появятся новые источники наполнения: впервые все платежи, которые инвесторы Петербурга платят за право застройки городской земли, будут не растворяться в расходных статьях бюджета, а направляться в фонд развития инфраструктуры.<BR>Администрация Петербурга Распоряжением от 13 октября 2003 г. №2384-ра определила важнейшие проекты, которые в следующем году будут финансироваться из фонда (см. табл.). Как пояснил начальник отдела крупных проектов и финансового анализа Комитета финансов Дмитрий Руденко, часть из этих проектов перейдет из этого года, часть начнет впервые финансироваться в этом году (строительство станиции метро "Комендантский проспект").<BR><BR><B>Строительные деньги</B><BR>Фонд был утвержден Законодательным собранием Петербурга в 2002 г. Впервые финансирование проектов открыто в 2003 г. Как сообщил Дмитрий Руденко, согласно планам в 2003 г. предполагается освоить 1,6 млрд рублей. "Пока еще не конец года и сумма полностью не освоена, но все запланированные средства будут потрачены", -- сообщил он. В этом году наполнение фонда велось за счет государственных именных облигаций, которые выпускает администрация Петербурга. Дополнительно фонду было выделено 130 млн рублей за счет средств, которые город сверх плана собрал с девелоперов за предоставление им права застройки городской земли (так называемые средства на развитие городской инфраструктуры). "Со следующего года все платежи, которые инвестор платит за право застройки городской земли, будут направляться в целевой фонд. По плану со строителей предполагается собрать 1,7 млрд рублей. Остальные 3,4 млрд рублей поступят также за счет гособлигаций, которые выпускает город", -- сообщил Дмитрий Руденко.<BR><BR><B>Без кредита</B><BR>Сейчас администрация Петербурга готовит документы для получения кредита Всемирного банка в объеме $161 млн, который также будет направлен на реализацию ряда крупных городских проектов. Ранее говорилось, что эти средства также будут наполнять фонд развития инфраструктуры. Дмитрий Руденко заявил, что на следующий год поступлений в фонд из этого источника не предполагается.<BR><BR><B>Мечта строителей сбылась</B><BR>Строители Петербурга уже более 10 лет бьются за то, чтобы средства, которые они платят в бюджет Петербурга за право строительства, направлялись в какой-либо единый фонд и из него направлялись бы на инженерную подготовку территорий -- именно проблема инженерно подготовленных территорий для девелоперов сейчас особенно актуальна. До последнего момента эти деньги растворялись в бюджете, и реальной отдачи от своих платежей строители не ощущали. Сейчас их мечта как никогда близка к осуществлению: на средства, которые они платят за право строительства, будет проводиться инженерная подготовка квартала (развитие территории "Парнас", включая инженерную подготовку, для создания промышленных зон, инженерная подготовка территорий под жилищное строительство (кв. 9 Ш.О., кв. 50 Р.П., кв. 21А "Коломяги" и др.).<BR><BR><B>мнение</B><BR>Игорь Скакун, заместитель генерального директора ЗАО "Арсенал-Недвижимость":<BR>"Очень хорошо, что эти деньги выделили в отдельный фонд. Они могут использоваться для инженерной подготовки участков -- там, где действительно нужны "длинные" деньги в большом объеме. Эта работа городу необходима, а если будет создан подобный городской фонд, то она будет вестись более активно.<BR><BR><B>компенсация дорожных потерь</B><BR>Закон "О целевом бюджетном фонде развития инфраструктуры Санкт-Петербурга" вступил в силу 19 июля 2002 г. Новый фонд выступал расширенной версией Территориального дорожного фонда, в который целевым образом должны поступать средства налога на пользователей автомобильных дорог и налога с владельцев транспортных средств. Из-за изменений налоговой системы с начала 2003 г. доходы ТДФ сильно сократились, и их пришлось восполнять за счет нового фонда. Но если в 2003 г. провала не произошло -- в основном за счет того, что должники "доносили" свои налоги еще с 2002 г., то в 2004 г. провал финансирования дорожной отрасли из ТДФ будет весьма ощутимым: если в 2003 г. в ТДФ было запланировано 6,9 млрд рублей, то в 2004 г. -- всего 3,8 млрд. Именно дорожная отрасль в основном и будет финансироваться за счет целевого фонда в 2003 г. -- 3,359 млрд рублей (против 740 млн рублей в этом году).