Производство и торговля решают кадровые вопросы как умеют

Подбор персонала остается прерогативой самих компаний

<BR><BR><B>Подбор персонала остается прерогативой самих компаний</B><BR>Развитие петербургского рынка услуг по подбору персонала притормаживается активностью производственно-торговых компаний, занимающихся самостоятельным поиском новых сотрудников для себя. Однако ни рекрутинговые агентства, ни их потенциальные клиенты не считают, что мешают друг другу на этом рынке.<BR><BR>Если компании собственными силами ищут для себя в основном персонал среднего и нижнего звена, то к услугами специализированных агентств прибегают при необходимости заполнить вакансии топ-менеджеров.<BR>Кроме того, опрошенные "ДП" представители отделов персонала компаний говорят о необходимости работать "в связке" с профессиональными рекрутерами. "Безусловно, сотрудничество с кадровым агентством желательно, а в некоторых случаях просто необходимо хотя бы на первичном этапе подбора персонала, поскольку это позволяет расширить поиск требуемых специалистов и, следовательно, делает работу более эффективной", -- считает административный менеджер компании ООО "Дирол Кэдбери" Анна Несветаева.<BR><BR><B>Работа на время</B><BR>С рекрутинговыми агентствами отделы персонала компаний начинают работать и в случае нехватки времени самостоятельно заниматься подбором кандидатов. Но это не мешает заказчикам предъявлять к агентствам высокие требования. "Качество подбора персонала, эксклюзивные каналы поиска и ориентированность на результат являются основными требованиями к рекрутинговым фирмам", -- рассказывает менеджер по персоналу ЗАО "Сварог" Вера Болдырева. Сам "Сварог" достаточно активно пользуется услугами кадровых агентств.<BR>Например, в текущем 2003 г. компания с помощью рекрутеров нашла 1/7 всех новых сотрудников.<BR><BR><B>Посредник</B><BR>Основная причина, по которой компании вынуждены обращаться к рекрутинговым агентствам, заключается в их ограниченных возможностях в поисках кандидата высшего или среднего звена. По мнению директора петербургского филиала рекрутинговой компании The Russian Connection Светланы Шиманской, для топ-позиций традиционные схемы поиска кандидатов -- через СМИ, Интернет, личные знакомства -- не работают. Даже если отдел персонала компании нашел нужного человека у конкурентов, то переманить его открыто претит бизнес-этике. В этих случаях обращаются к посреднику -- рекрутинговому агентству, имеющему наработанные ходы решения таких ситуаций.<BR><B>Причины</B><BR><B>самостоятельности</B><BR>Однако ситуация, складывающаяся на российском рекрутинговом рынке, говорит, что еще далеко не все производственники готовы пользоваться услугами агентств по подбору персонала. По мнению рекрутеров, психологические факторы до сих пор доминируют при принятии руководством компании решения, пользоваться услугами кадровых агентств или нет.<BR>Другую точку зрения, также достаточно общую, отразила Виктория Назаретова, менеджер по персоналу ОАО "ЭКЗ "Лебедянский": "Никто другой, кроме как сотрудник компании, не представляет специфику работы в компании".<BR>Третье распространенное мнение специалистов отделов кадров предприятий основано на собственном профессионализме. Крупные предприятия с большим штатом персонала низшего звена часто формируют отдел персонала из профессиональных рекрутеров. "У нас есть специалисты, которые самостоятельно могут подобрать персонал", -- говорит менеджер по подбору персонала корпорации "Петербургская недвижимость" Татьяна Торопова, некогда работавшая в рекрутинговом агентстве.<BR>Одной из причин, почему компании самостоятельно занимаются поиском сотрудников, -- непрофессионализм рекрутеров. "Несмотря на жесткую конкуренцию на рынке услуг по подбору персонала, невысокий порог вхождения на этот рынок и отсутствие необходимости лицензирования данной деятельности приводят к появлению случайных игроков", -- отмечает Светлана Шиманская. Но не все представители рекрутингового бизнеса согласны с этим мнением. По словам Александра Иванова, директора агентства персонала Dero, многие компании не пользуются услугами рекрутеров не столько из-за их непрофессионализма, сколько из-за отсутствия бюджета на такие расходы. "Кроме того, затраты заказчика при привлечении к поиску персонала собственного отдела кадров (функции которого на некоторых предприятиях значительно шире, чем эта деятельность) могут оказаться значительно меньше, чем гонорар рекрутингового агентства", -- считает Александр Иванов.<BR><BR><B>Справка</B><BR>Отсутствие целостной информации о петербургском рынке рекрутинговых услуг у его участников не позволяет четко определить границы рынка. Одни игроки говорят о 100 агентствах, работающих в сфере подбора персонала, другие -- о 300. Примерно такая же ситуация с определением его емкости. Размер рынка варьируется от $2 млн до $6 млн.<BR><BR><BR><B>Данные по закрываемым позициям</B><BR><B>Компания Процент закрытия заказов</B><BR>"БизнесЛинк Персонал" 80%<BR>Kelly Services<BR>PAI Personell 60-70%<BR>"Изумруд" 90%<BR>Darts Recruiting Services 100%<BR>"Expert" Recruitment Agency 30-90%<BR>"ТРИЗА Exclusive -- Санкт-Петербург" 72%<BR>"Анкор-Петербург" 57%<BR>Business World 30-95%<BR>Агентство по подбору персонала "Алмаз" 100%<BR>Staff International 90%<BR>"Нео СТАФФ" 83%<BR>Norman DL Consulting Санкт-Петербург 80%<BR>Personnel Servise 50-60%<BR><B>"Аркадия++" н</B><BR>Агентство персонала Dero 90%<BR>Кадровое агентство Crisper 80-90%<BR>Санкт-Петербургский офис Московского представительства компании Manpower Inc. 70%<BR>"Бойден Интернешнл Рекрутинг" 85%<BR>"ГРАНД" 60%<BR>The Russian Connection 75%