Петербург все лето-2003 принимал туристов города как родных

Турфирмы столкнулись с тем, что гостей негде селить, не на чем возить и некуда водить

<BR><BR><B>Турфирмы столкнулись с тем, что гостей негде селить, не на чем возить и некуда водить</B><BR>Главным итогом летнего сезона-2003 туристические фирмы считают его раннее начало и продление на осень. Выездной туризм отмечает непрекращающийся наплыв иностранных туристов в город. Выездной также отмечает высокий уровень продаж за это лето и начало осени.<BR><BR>В основном город готовился к большому наплыву гостей на юбилейные торжества. Однако, как показала практика, иностранные туристы испугались праздничной суеты и предпочли посетить город в июне-июле. Начиная с тех дат и по сей день в гостиницах Петербурга свободных мест нет. С увеличением потока обострились и проблемы инфраструктуры. Турфирмы столкнулись с тем, что гостей некуда селить, не на чем возить и некуда водить.<BR>Тем не менее практически все отмечают, что сезон удался, и строят оптимистичные прогнозы и на сезон 2004 г.<BR>К счастью, в этом сезоне в сфере выездного туризма экстраординарные происшествия отсутствовали. Хотя начало сезона и было омрачено войной в Ираке и эпидемией атипичной пневмонии, и, как отмечают турфирмы, это нанесло серьезный удар по ряду направлений. Тем не менее туристический поток не уменьшился и лето в целом можно назвать удачным. Основным достижением сезона участники рынка считают отсутствие "горящих туров". Кроме того, все отмечают, что петербургский турист стал более искушенным и требовательным.<BR><BR>Ала Осмонд,<BR>директор по продажам и маркетингу ОАО "Гостиничный комплекс "Астория":<BR>"В результате широкомасштабной информационной кампании, посвященной юбилею города, в мире значительно вырос интерес к Петербургу как к туристическому центру. Летний сезон был очень успешным, хотя отрицательно сказались официальные ограничения на размещение гостей в мае. Сейчас задача состоит в том, чтобы также активно продвигать позитивный образ города, стимулировать и поддерживать интерес. У нас за это время наблюдался рост индивидуальных посетителей".<BR><BR>Любовь Томандеева,<BR>директор по развитию и маркетингу ОАО "Гостиница "Советская":<BR>"Сезон прошел неплохо. По сравнению с прошлым годом, загрузка гостиницы увеличилась, сейчас гостиница загружена на 90-100%. Мы проанализировали, откуда к нам приезжали туристы. Оказалось, это Германия, Франция, Бельгия, Скандинавские страны. Приятно отметить, что было достаточно много россиян и гостей из стран СНГ. Кроме того, сейчас в городе начинаются большие выставки, в связи с этим выросло число гостей. К сожалению, подкачал май. Мы ожидали большей загрузки именно в майский период, во время празднования 300-летия Санкт-Петербурга. Однако наши ожидания не оправдались. Основная масса клиентов приехала в период белых ночей и после него. Видимо, так сработали наши туроператоры".<BR><BR>Виктория Бородина,<BR>начальник отдела реализации ЗАО "Фирма "Нева":<BR>"Сезон прошел хорошо. Мы получили стабильную прибыль. Больших скачков не было. Рост продаж на этот год составил 15%. Хочу отметить, что этот летний сезон начался раньше обычного, уже с майских праздников. Многие туристы, планирующие свой отдых весной, его перенесли. Это было связано с колебаниями курса евро и доллара, а также с войной в Ираке. Основные наши чартерные рейсы -- Болгария, Испания, Крит, Тунис, Турция. Особенно хорошо продавалась Болгария. До сих пор отмечаем большие объемы продаж, так что сейчас проблема -- найти что-то на сентябрь. Мы запустили новый для нас чартерный рейс -- Италия. Приятно, что не было "горящих туров". Это означает, что туристический рынок стабилизировался".<BR><BR>Марина Бескровная,<BR>председатель Комитета по туризму и развитию курортов администрации Петербурга:<BR>"Праздник мы, конечно, делали ради нашего города. Конечно, это сработало и на развитие туризма. Отдача, конечно, не будет немедленной. Мы получили обновленный город, новые туристские объекты. Мы показали себя как безопасное туристское направление, и важно все это сейчас поддерживать, раз мы поднялись на такой уровень. Даже малый промах может омрачить впечатление. Так, мы можем говорить, что именно в этом году было не так просто работать и по въезду и по выезду. Мы делали все возможное, чтобы все желающие туристы приехали, однако мест хватило не всем. Все работали профессионально, были трудности у турфирм".<BR><BR>Любовь Софян,<BR>генеральный директор ООО "Нордик Трэвэл":<BR>"Всегда в Петербурге была очень больная тема -- гостиницы, но в этом сезоне оказалось, что работать с музеями не проще. Мне кажется, что проблема с ценовой политикой музеев будет возникать ежегодно, пока они не окажутся "под крылом" государственной структуры, может быть, даже Комитета по культуре администрации Петербурга. А так создается впечатление, что музеи считают себя частными бизнес-структурами. Туристические фирмы очень зависимы от музеев, а музеи на контакт не идут.<BR>Основные проблемы -- это цены. Например, в Петергофе в этом сезоне цены на билеты выросли на 50%. Также все время очереди. Музеи отказались от старой системы подтверждений и снова перешли на систему билетов. Не все желающие могут посетить музей, так как музеи не хотят передвинуть время работы даже на час. Хочется уже сейчас иметь цены на следующий сезон. Это необходимо для формирования цен на туры. К тому же волнует, что высокие цены в нашем городе могут в последующие годы снизить туристический поток".<BR><BR>Елена Слиозберг,<BR>директор департамента выездного туризма "АКТИС":<BR>"Лето сюрпризов -- так, пожалуй, можно охарактеризовать минувший туристический сезон. Основным направлением как в массовом, так и в индивидуальном туризме оставалась Турция. Пик интереса к этому направлению, зафиксированный операторами в конце мая -- начале июня, напрямую связан с городскими юбилейными событиями.<BR>По нашим оценкам, актуальный интерес к Испании вполне сопоставим сейчас со спросом на российские курорты.<BR>На летние рыночные изменения моментально отреагировали египетские операторы, оперативно сыграв на собственных рыночных преимуществах -- уровне цен, сопоставимых с турецкими, "долларовой зоне" и минимальных визовых формальностях.<BR>Еще один сюрприз прошедшего сезона -- смещение операторских приоритетов с традиционного Кипра в сторону стремительно набирающего популярность Туниса.<BR>По нашим предварительным прогнозам, в сезоне осень-2003 --зима-2004 существенных рыночных изменений не произойдет. Место "летней" Турции плавно займет, и уже занимает, "зимний" Египет, противостояние "доллар -- евро" в потребительском сознании положительно сыграет на повышении интереса к странам Карибского региона и, судя по массированным рекламным инвестициям, активно будет продвигаться юго-восточное направление".<BR>Александр Гришанов,<BR>финансовый директор ООО "Прима-тревел":<BR>"Конечно, была нервотрепка. Клиент вообще избаловался -- хотят все на халяву, золотые вилки, и все -- за $3. Я, например, понимаю, что за $100 я не получу сервиса на $1000 в любом случае. Разумеется, когда клиент приходит к нам и видит нормальную цену в $400, он удивляется. Кстати, если петербуржцы раньше ездили куда угодно, то теперь они предпочитают гостиницы, классом не ниже четырех звезд. Тем не менее мы отметили 15%-ный прирост туристов в этом году. Два самых популярных направления, как всегда, -- Турция и Египет.<BR>Европа в этом сезоне непопулярна, что было вызвано переходом на евро. Это автоматически привело к удорожанию туров на 25%. Тем не менее спрос на Испанию возрос, хотя это тоже не самая дешевая страна".<BR>Красимир Лозанов,<BR><B>руководитель службы</B><BR><B>по торгово-экономическим вопросам генерального консульства Болгарии</B><BR>в Петербурге:<BR>"В августе мы совместно с туроператорами Петербурга отмечали 25-тысячную визу, выданную нашим визовым отделом за этот сезон. В этом году произошел 15%-ный прирост российских туристов в Болгарию. В принципе компенсировался спад прошлого года с введением визового режима между нашими странами.<BR>Кроме того, хочу отметить, что кризис в Ираке не затронул Болгарию и Хорватию. Болгария традиционно пользуется популярностью у русских туристов, так как мы предлагаем хорошее соотношение цены и качества. На данный момент нет проблем с визами. В консульстве действует облегченный режим выдачи, так что нет очередей, и виза оформляется за 2-3 дня вместо положенных семи. Однако хочу отметить и упущение этого года -- было недостаточное количество рекламы, так что многое зависело от туроператоров".<BR><BR>Сергей Корнеев,<BR>директор Северо-Западного отделения Российского союза предприятий туристской индустрии:<BR>"Главный положительный итог сезона -- число гостей города. Уже конец сентября, а в гостиницах нет свободных мест даже на октябрь -- такого раньше никогда не было. Для города очень важен этот сдвиг сезона.<BR>Мы все время говорили о том, что белые ночи -- это единственное время, когда в городе много туристов. Сейчас пик в сентябре. Похоже, что ситуация не изменится ни в октябре, ни в ноябре. Очень важно, что создан этот прецедент. Туристы поймут, что осенью в городе интересно. Многие деловые мероприятия перенесены на осень. Это тоже положительный момент. Туристы узнают, что осенью в городе тоже неплохо, да и цены ниже.<BR>Кроме того, город доказал, что это один из самых безопасных центров туризма. Это очень существенно, так как в этом году на мировом туристическом рынке стали очень болезненно относиться к вопросам безопасности.<BR>Хочу отметить, что сезон был достаточно странным. Много разных факторов наслоились друг на друга -- события в мире, наш юбилей. Много неразберихи, поздние подтверждения, смещения, нервозная обстановка.<BR>Мы еще раз увидели, что инфраструктура города слабенькая. В какие-то дни не хватало туристских автобусов, с музеями возникали проблемы. В общем, всплыли наружу все болячки, о которых мы говорили раньше".