00:0030 сентября 200300:00
27просмотров
00:0030 сентября 2003
В этом году значительно возросло количество судозаходов морских круизных судов в Петербург, и, как следствие, увеличилось число круизных туристов в городе. Так, 21 августа Петербург одновременно посетило рекордное количество круизных лайнеров -- семь судо
<BR><BR>В этом году значительно возросло количество судозаходов морских круизных судов в Петербург, и, как следствие, увеличилось число круизных туристов в городе. Так, 21 августа Петербург одновременно посетило рекордное количество круизных лайнеров -- семь судов.<BR><BR><B>Андрей</B><BR>Березкин,<BR>директор по морским и водным видам туризма ГУ "Городской туристско-информационный центр":<BR>"Морской круизный туризм -- это единственный вид туризма в Петербурге, по которому город имеет самые высокие показатели в Европе. Для закрепления успеха в морском круизном туризме в рамках программы развития Большого порта Петербурга предусмотрены реконструкция и развитие существующих специализированных морских пассажирских терминалов, строительство комплекса терминалов для крупных судов. На сегодняшний день выполнена первая очередь реконструкции Морского вокзала Петербурга. Также сделана предпроектная проработка создания нового морского грузопассажирского портового комплекса "Канонерский", позволяющего принимать крупные круизные и паромные суда.<BR>Другим важным направлением укрепления позиций Петербурга в области морского круизного туризма является активное продвижение города среди судовладельцев малых и средних круизных судов. Для такого класса судов используются пассажирские терминалы в центре города -- на набережной Невы, около моста Лейтенанта Шмидта.<BR>Паромное пассажирское судоходство в Петербурге практически отсутствовало с 1995 г., когда прекратилось функционирование грузопассажирских паромных линий Балтийского морского пароходства в Финляндию, Швецию и Германию. Но с 13 августа 2003 г. начались регулярные еженедельные круизные рейсы в Петербург шведского круизного судна "Силья Опера" компании "Силья Лайн" (по маршруту Хельсинки -- Таллин -- Санкт-Петербург -- Хельсинки). Эта линия будет функционировать круглогодично. Кроме того, с июня 2004 г. компания "Силья Лайн" открывает грузопассажирскую паромную линию Росток -- Таллин -- Санкт-Петербург, на которой будет работать судно "Финджет".<BR>Не менее важным событием для морского круизного туризма в Петербурге стало принятие поправок в Закон РФ "О порядке выезда из РФ и въезда в РФ" о разрешении безвизового захода в круизные порты РФ круизных судов продолжительностью до 72 часов.<BR><BR><B>Речные дела</B><BR>Что касается речного круизного туризма, то с каждым годом количество судозаходов круизных речных судов в Петербург увеличивается. Для приема речных круизных судов в Петербурге используется комплекс Речного вокзала на левом берегу Невы, выше по течению от Володарского моста. Комплекс принадлежит ОАО "Пассажирский порт" и включает в себя здание Речного вокзала, гостиницу "Речная" и комплекс причалов, позволяющих принимать одновременно до 15 речных круизных судов. Наиболее популярными речными круизными маршрутами, которые начинаются или заканчиваются в Петербурге, являются путешествия на острова Валаам и Кижи, в Петрозаводск, а также по Волго-Балтийской водной системе до Москвы и далее по Волге. Около половины туристов, путешествующих на речных круизных судах, -- россияне, остальные -- иностранные туристы.<BR>Наиболее важными направлениями деятельности по развитию инфраструктуры речного круизного туризма в Петербурге являются совершенствование причальной инфраструктуры комплекса Речного вокзала, строительство новых причалов в Уткиной заводи и в районе Невского лесопарка. Необходимо отремонтировать существующие и построить новые причальные сооружения на островах Коневец, Валаам, в Подпорожье и Лодейном Поле.<BR>В 2003 г. новый качественный уровень приобрели водные прогулки и экскурсии по рекам и каналам Петербурга. Реконструировано большинство причальных комплексов (их около 50 тыс.), введен новый причальный комплекс для прогулочных судов в Стрельне в составе комплекса "Дворец конгрессов", добавились новые и модернизированные суда (около 30; всего на реках и каналах работает примерно 160 прогулочно-экскурсионных теплоходов и судов). Такие теплоходы и катера для посадки и высадки пассажиров швартуются к причальным сооружениям или непосредственно к спускам набережных в 57 местах на набережных Невы, Фонтанки, Мойки, канала Грибоедова и Кронверкской протоки.<BR>В последние 2-3 года в Петербурге ежегодно прогулки и экскурсии по рекам и каналам города совершают 600-650 тыс. человек. Вследствие чего обычным явлением стали многочисленные пробки на основных магистралях, а туристским автобусам становится все труднее выдерживать график экскурсий по городу. Поэтому особенно актуальными являются разработка и реализация программы маршрутных водных экскурсий по расписанию, когда туристы и жители смогут не только увидеть город с борта речного прогулочного теплохода или катера, но и добраться до музея, гостиницы или ресторана на этом же теплоходе или катере.<BR>В настоящее время разрабатывается проект маршрутных водных экскурсий по рекам и каналам Петербурга. Новые маршруты соединят музеи и другие объекты туристского интереса. Первый пилотный проект -- водный экскурсионный маршрут "Дворцы и парки Русского музея".<BR><BR><B>Водные изыски</B><BR>Что касается яхтенно-катерного туризма, то в настоящее время развитие этого вида туризма в Петербурге находится на начальном этапе. Общее количество маломерных судов -- яхт и катеров составляет в настоящее время 13 тыс. вымпелов и только около одной трети из них -- примерно 4,5 тыс. -- ежегодно спускается весной на воду и используется для самодеятельного туризма.<BR>В последние годы петербуржцы все более активно покупают моторные катера и яхты. Для стоянки и хранения парусных яхт используются специализированные яхтенные порты и стоянки. В настоящее время функционирует реконструированный комплекс "Морской яхт-клуб", включающий современный яхтенный порт со 150 стояночными местами, береговыми сооружениями и ресторанами. В июле 2003 г. в этом яхтенном порту стояло более 60 яхт из семи стран мира, участвовавших в 22-м слете Международного союза круизных яхт (ICCY). В общей сложности летом 2003 г. в Петербурге побывало около 300 зарубежных парусных и моторных яхт".<BR><BR><B>Вадим</B><BR>Клюев,<BR>руководитель ГУ "Волго-Балтийское государственное бассейновое управление водных путей и судоходства":<BR>"В настоящее время на Волго-Балтийском водном пути (ВБВП) практически все пассажирские речные перевозки -- это перевозки туристов. С 1991 г. были начаты перевозки иностранных туристов по маршруту Петербург -- Москва и Москва -- Петербург. Эти маршруты стали наиболее популярными, так как туристы прибывают в одну из столиц и, разместившись на теплоходе, в течение 2-3 дней знакомятся с городом и пригородами. Затем -- 5-дневный рейс с заходом на острова Валаам и Кижи, экскурсии в города Петрозаводск, Углич, Ярославль, Кострому, "зеленые" стоянки (на Волго-Балте это, например, дер. Верхние Мандроги или дер. Горицы с посещением Кирилло-Белозерского монастыря) и, наконец, приход в другую столицу и еще 2-3 дня ознакомления с ее достопримечательностями. Учитывая исключительно живописные природные ландшафты, такая поездка позволяет не только познакомиться со страной, но и хорошо отдохнуть. Вот почему практически весь пассажирский флот пароходств Европейской части задействован на этом маршруте и его популярность продолжает расти.<BR>Туристический пассажиропоток на Онежское озеро в основном обрывается на острове Кижи, хотя в 2003 г. начала функционировать туристическая линия Петрозаводск -- Беломорск -- Соловецкие острова. Крайне недостаточно используются такие "боковые" водные пути, как реки Волхов и Северо-Двинская система. А здесь имеются весьма интересные для туристов объекты, такие, например, как город Старая Ладога, отметивший в 2003 г. 1250-летие, не говоря уже о древних русских городах -- Великом Новгородt и Вологде. Развитие речного туризма на этих направлениях сдерживается ввиду отсутствия приспособленного к ним флота, так как суда должны иметь малую осадку (до 1,5 м) и в то же время быть мореходными, чтобы проходить озера. Темпы развития туристических речных перевозок в Волго-Балтийском бассейне весьма неплохие. В 2003 г. сохраняется тенденция роста, например, в июле 2003 г. через Нижне-Свирский шлюз прошло 249 пассажирских судов против 203 единиц в июле 2002 г., то есть наблюдается более чем 20%-ный рост. В настоящее время плотность пассажирского судопотока такова, что вызывает существенное увеличение простоев грузового флота перед шлюзами (так как пассажирские суда шлюзуются вне очереди). Естественно, это влечет за собой большое недовольство грузовых пароходств. Выход здесь может быть только один -- необходимо осуществить меры по увеличению пропускной способности ВБВП. Однако в федеральной целевой программе "Развитие транспортного комплекса России" решение проблемы пропускной способности Волго-Балта отодвинуто за 2010 г. Конечно, это не будет способствовать развитию перевозок по ВБВП вообще и пассажирских в частности. Тем более если учесть, что эксплуатационные характеристики ВБВП и техническое состояние судоходных шлюзов в последние годы из-за недостатка финансирования снижаются.<BR>Еще одной проблемой в развитии речных туристических перевозок является отставание береговой обслуживающей инфраструктуры. В Петербурге у Речного вокзала даже при постановке судов в три корпуса имеется всего 15 стояночных мест для теплоходов. Реально графики движения туристических судов таковы, что в отдельные дни навигации в городе единовременно находятся 18, 19 и даже 20 судов. При этом часть из них вынуждена отстаиваться на рейде, что совершенно неудобно и туристам, и с точки зрения обслуживания флота. Недостаток причального фронта для туристических судов имеет место и на других участках ВБВП, в таких пунктах, как город Лодейное Поле, поселок Свирьстрой, город Вытегра, деревня Горицы, остров Коневец на Ладоге и др. Оборудование так называемых "зеленых" стоянок для туристического флота -- это отдельная проблема. Конечно, многие местные администрации хотят, чтобы у них делали остановку туристы, но вкладывать средства, чтобы оборудовать хотя бы нормальный причал, не торопятся. Следует, правда, отметить, что в нашем бассейне имеется чуть ли не единственный положительный пример в этом отношении. Я имею в виду стоянку в деревне Верхние Мандроги на Средней Свири".