Российские ЦБК борются против ПДК

Производители целлюлозно-бумажной продукции пытаются привести природоохранное законодательство России к европейским нормативам

<B>Производители целлюлозно-бумажной продукции пытаются привести природоохранное законодательство России к европейским нормативам</B><BR>В Петербурге состоялась конференция "Экологическая составляющая в производстве и переработке целлюлозы, бумаги и картона". Участники поддержали проект "Разработка и реализация системы технологического нормирования наилучших существующих технологий (НСТ) в свете стратегического устойчивого развития (2003-2005 гг.)". Проект в итоге должен перерасти в законопроект о технологическом нормировании.<BR><BR>Промышленники ЦБК возлагают на него особые надежды. В рамках проекта планируется привести действующие природоохранные требования в соответствие с европейскими, что позволит российским предприятиям внедрить природоохранные и ресурсосберегающие технологии. В итоге -- снизить расходы и стать конкурентоспособными на мировом рынке.<BR>Главным камнем преткновения на сегодняшний день является предельно допустимая концентрация (ПДК) вредного вещества, выбрасываемого в окружающую среду предприятием. Если ПДК выше нормы, то на предприятие налагаются штрафы.<BR>Кроме того, зарубежные рынки экологически чувствительны, это означает, что, если производитель нарушает природоохранные законы страны, его продукция не будет пользоваться спросом, даже если цена ниже, чем у конкурентов.<BR><BR>Олег Никиткин, заместитель руководителя Департамента государственного контроля и перспективного развития в сфере природопользования и охраны окружающей среды МПР России по СЗФО:<BR>"Как показывает практика контрольной деятельности центрального аппарата МПР, при проведении проверок на предприятиях ЦБК обнаружены существенные нарушения природоохранного законодательства.<BR>Так, 12 мая 2003 г. члены координационного совета государственной спецслужбы МПР России и лесопромышленного комплекса страны отметили, что более 22% всех загрязняющих сточных вод, попадающих в российские водоемы, приходится на долю предприятий деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности. У многих предприятий изношено основное технологическое оборудование, а на ряде предприятий вообще нет водоочистных сооружений.<BR>С учетом того, что многие предприятия являются градообразующими, проблема приобретает социальные очертания; хотя социальная сторона уже не входит в сферу деятельности контрольных органов, но мы живем в этой стране и понимаем всю многогранность проблемы. Поэтому все законодательные инициативы, изменения и дополнения мы будем поддерживать всеми доступными силами".<BR><BR>Ирина Биткова, директор по экологии НП "Конфедерация предприятий ЛПК в СЗФО", финансовый директор Северо-Западного лесопромышленного комплекса:<BR>"Ситуация сложилась таким образом, что лесопромышленная отрасль признана во всем мире приоритетной по количеству выброса загрязняющих веществ. Российские природоохранные требования являются избыточными даже по сравнению с зарубежными. Необходимы высокие затраты на реконструкцию и модернизацию существующих производств для достижения природоохранных требований. Все это существенно уменьшает инвестиционную привлекательность этой отрасли и приводит в целом к потери конкурентоспособности.<BR>Ситуацию можно улучшить за счет усовершенствования законодательного поля и экологических требований. Этому должен способствовать данный проект. Но я хочу отметить еще раз, что мы -- производители целлюлозы и бумаги, а не дистиллированной воды, поэтому требования должны быть разумны и опираться на технологический процесс".<BR><BR>Анатолий Черновол, вице-президент РАО "Бумпром":<BR>"К сожалению, если так ничего и не делать, проблема будет там, где и была год назад. МПР по-прежнему с большой степенью регулярности готовит к редакции законы. Однако в последней редакции нет ни слова о технологическом нагреве, о новых технологиях. Вообще, закон не имеет прямого действия. Он написан так, что позволяет правительству регулировать платежи так, как ему заблагорассудится".<BR><BR>Михаил Смирнов, глава российского филиала компании "КWI Inc.":<BR>"Мы раньше не задумывались о цене воды. Сейчас она составляет очень весомую часть в себестоимости продукции. Я за лозунг: "Тот, кто загрязняет, должен платить, и платить много". Вопрос заключается в том, как не допустить, чтобы эти загрязнения были. Сокращения загрязнений требует не законодательство, а наша природа.<BR>Наша компания провела работу на Неманском ЦБК, где мы добились реального сокращения расхода воды. Однако новые технологии вступают в противоречие с законом. Закон говорит, что вода должна сбрасываться в водоем со значениями, равными или меньшими ПДК, а это значит, что не важно, сколько вы сбросили и на каком оборудовании и какое количество загрязнений в итоге было сброшено в этот несчастный водоем. Закон буквально говорит: "Разведи стоки пожиже и спи спокойно. Не можешь -- начинай вкладывать деньги в реконструкцию очистных сооружений до бесконечности, просто добивайся ПДК". Мировое сообщество этот тезис отвергло еще в 70-х годах прошлого века".<BR><BR>Леонид Коровин, генеральный директор СПбОО "Экология и бизнес":<BR>"Я вспоминаю совещание в РАО "Бумпром" год назад. Там ставился вопрос о том, что так жить больше нельзя. И вот сегодня я хочу процитировать классика: "Идея, овладевающая массами, становится движущей силой". Сегодня можно сказать, что те экзотические предложения, которые тогда казались безумными, овладели массами. Сегодня уже есть поддержка и от надзорных органов, так как и они в равной степени заинтересованы в изменении ситуации".<BR><BR><B>Справка</B><BR>Воплощение проекта "Разработка и реализация системы технологического нормирования наилучших существующих технологий (НСТ) в свете стратегического устойчивого развития (2003-<BR>2005 гг.)" началось при поддержке НП "Конфедерация предприятий ЛПК в СЗФО" и РАО "Бумпром", Полномочного Представительства Президента РФ в СЗФО. В проект вложено уже $100 тыс.<BR>Основные цели: повышение конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности предприятий ЛПК РФ, предотвращение социальной напряженности в сфере ЛПК по экологическим причинам, а также пополнение бюджета страны за счет развития экспорта продукции.<BR>Российские целлюлозно-бумажные комбинаты в 1990 г. занимали 5% европейского рынка, на сегодняшний момент -- 3%, в основном это поставки целлюлозы.