Благонадежным открыли "зеленый коридор"

Для создания окна в Европу таможенникам потребовалось почти 2 года

<BR><BR><B>Для создания окна в Европу таможенникам потребовалось почти 2 года</B><BR>Льготное прохождение грузов через российско-финскую границу было опробовано вчера на Выборгской таможне. Проект под названием "Зеленый коридор" предполагает прохождение таможенного досмотра за 3-5 минут, и без очереди. Однако распространяется эта льгота только на зарубежных экспортеров.<BR><BR>На таможенном посту "Торфяновка" состоялось первое перемещение товаров в рамках проекта "Зеленый коридор". Таможня стремится к тому, чтобы грузы благонадежных фирм проходили досмотр за несколько минут и без очереди. Для этого все документы, включая декларацию, посылаются в таможню заранее по электронной почте. Коридор был опробован на нескольких крупных зарубежных экспортерах. Как сообщили в СЗТУ, участниками эксперимента стали несколько крупных иностранных компаний, в частности -- Skanska, Valio. По словам главного таможенного инспектора отдела международного таможенного сотрудничества СЗТУ Сергея Соболева, отобраны они были по принципу благонадежности.<BR><BR><B>Коридор расширят</B><BR>Как сообщил Сергей Соболев, с нового года "зеленый коридор" будет распространен и на другие зарубежные компании, к которым "у таможни не будет претензий", но россияне в этот список в обозримом будущем не войдут. А на вопрос, почему проект "Зеленый коридор" реализовывался так долго, советник председателя ГТК РФ Андрей Траханов ответил, что это была проблема технического порядка: "Специалисты обеих стран в течение 5 лет разрабатывали автоматизированную систему обработки данных, которые будут поступать на таможню в электронном виде".<BR><BR><B>Затянувшийся</B><BR><B>эксперимент</B><BR>Таможня уже неоднократно пыталась ввести "зеленый коридор" и сформировать "белый список" из законопослушных перевозчиков не только зарубежных, но и законопослушных российских участников ВЭД (как экспортеров, так и импортеров). Вопрос этот обсуждается в течение нескольких последних лет, а первые эксперименты по внедрению льготного коридора начались 2 года назад (см. "ДП" №53/03, www.dp.ru). Так, в 2001 г. в соответствии с Приказом "Об утверждении Временного порядка рассмотрения заявлений юридических лиц о включении в Реестр организаций -- добросовестных участников ВЭД" №224, подписанным 21 мая 2001 г. временно исполняющим обязанности начальника Санкт-Петербургской таможни Владимиром Кузьминым, Санкт-Петербургская таможня начала прием заявлений от юридических лиц о включении их в перечень добросовестных участников ВЭД. Кандидаты на попадание в "белый список" должны были доказать свою благонадежность, проработав на рынке ВЭД не меньше года, осуществлять своевременную оплату всех сборов и не иметь долгов. Однако, как выяснилось вчера, большого практического смысла эта акция не имела -- на сегодняшний день "благонадежными" оказались зарубежные перевозчики.<BR><BR><B>Мнения</B><BR>Заместитель начальника отдела по ВЭД ОАО "Полипласт"<BR>Ольга Гордеева:<BR>"Если бы "зеленый коридор" коснулся еще и российских экспортеров, это было бы здорово. Мы бы тогда очень постарались быть благонадежными для таможни: если нужно проверять какие-то документы -- пожалуйста, всегда все сразу предоставим. Для нас это очень актуально, ведь у нас огромные объемы грузов идут в Финляндию. Главное ведь -- не сказать "давайте, торгуйте с Финляндией", а создать нормальные условия для работы бизнеса, и не только на словах. Потому что сейчас нам очень тяжко бывает работать, особенно с таможней в Тульской области: часто запрашивают какие-то абсурдные документы, в результате чего грузы тормозятся постоянно. Почему сейчас льготный режим "зеленого коридора" касается только зарубежных компаний? Наверное, не все российские экспортеры готовы работать так же четко и организованно".<BR><BR>Директор Санкт-Петербургского филиала ООО "ТНТ Экспресс Уорлдуайд (СНГ)" Дмитрий Зеленевский:<BR>"Мы участвовали в технической части переговоров по этому проекту, но к реализации не подключились. Дело в том, что на данный момент экономически нам это не очень выгодно -- сейчас в одной машине у нас находятся грузы разных компаний, а для прохождения по льготному режиму нужно, чтобы в машине были товары только вот этого -- отобранного таможней -- поставщика. Но, в принципе, "зеленый коридор" нам крайне необходим, для курьерской компании время -- это главное. Поэтому мы ждем дальнейшего развития событий -- надеюсь, что льготный режим будет введен и для российских компаний. Мы к этому были бы готовы уже сейчас: внутри компании всю информацию, включая штрих-коды товаров, передаем в электронном виде".