Остров Крым продает достопримечательности по частям

По севастопольскому радио крутили развеселую патриотическую песню. В переводе с украинского на русский ее содержание ограничивалось следующими тезисами: "Севастополь -- легендарный город украинских моряков" и "Гетман Сагайдачный побьет турецкий флот".

По севастопольскому радио крутили развеселую патриотическую песню. В переводе с украинского на русский ее содержание ограничивалось следующими тезисами: "Севастополь -- легендарный город украинских моряков" и "Гетман Сагайдачный побьет турецкий флот".<BR><BR>У украинцев -- собственная гордость. Например, благодаря последним исследованиям историка Кучмы стало известно, что слово "Украина" произошло от слова "рай". Но особенности национального характера позволяют украинцам не только делать открытия в области словообразования и военной истории, но и неплохо зарабатывать.<BR><BR><B>Зубцы и три дырки</B><BR>График крымского отдыхающего определяется температурой моря. В данном случае температура была такой, что через 3 минуты начинало сводить ноги. Оставалось заняться культурной программой. Проход на панораму Рубо "Оборона Севастополя" для граждан Украины стоил 36 рублей, тогда как для россиян -- 72. Сразу захотелось куда-нибудь уехать.<BR>Агенты экскурсионных фирм с плакатами-раскладушками встречаются в Крыму как минимум в 2 раза чаще, чем фонарные столбы. На купленном у одной такой милой женщины билете на Ай-Петри была обнаружена надпись: "В цену билета не входит стоимость посещения объектов экскурсии". Надпись оказалась честной. Поднявшись на горное плато, мы оказались на большом, пахнущем навозом поле, где вовсю кипела торговля. По правде сказать, ассоциации с "вершиной горы" изначально были несколько иными. На самом "входе" туристов встречал приветливый мужчина в костюме палача и с секирой в руке. "Приглашаем в музей орудий пыток инквизиции!" -- зазывал он в небольшую сараюшку с эффектной вывеской. Надо было ответить на вопрос: "Что делать?" Варианта, собственно говоря, было три. Налево пойдешь -- к горным зубцам придешь (проход платный -- 20 рублей), прямо пойдешь -- в пещеру Трехглазку зайдешь (тоже платно -- 30 рублей). Как выразился наш экскурсовод, веселый парень Женя, эта пещера -- три дырки в потолке и камень посередине. Еще можно было отправиться направо и посидеть, пока бесплатно, на краю обрыва. Треть тургруппы заплатила деньги за проход к зубцам, еще несколько человек пошли в пещеру, больше похожую на грот. Платность прохода объяснялась тем, что Ай-Петри является национальным заповедником.<BR>Тот же эффективный прием -- продажа достопримечательности по частям -- был почти зеркально воспроизведен в Феодосии. Главная местная достопримечательность -- картинная галерея Айвазовского, расположенная в бывшем доме художника. Плата за вход (60 рублей) и экскурсионное обслуживание (еще 90 рублей) были достойны кисти великого мариниста. Официально в феодосийской коллекции насчитывается 417 картин, но, по личным ощущениям, выставлено как минимум в 3 раза меньше. "Здесь Вы можете видеть еще одну работу художника, где опять изображена уже известная Вам лунная дорожка", -- с энтузиазмом говорила девушка-экскурсовод, передвигаясь по скрипучему паркету. Часть галереи оказалась отгороженной. Чтобы смотреть живопись дальше, надо было покупать еще один билет.<BR>Вообще реализацию достопримечательностей по частям необходимо признать эффектным маркетинговым ноу-хау, которое с успехом можно применять и на северо-столичной территории. Продавать что-то по частям выгоднее, чем целиком. А с учетом того, что исторический центр Петербурга целиком включен в охранную зону ЮНЕСКО, то есть является в принципе заповедником, доходы от туризма можно было значительно увеличить, продавая билеты за подход к каждому перспективному с точки зрения зрительского интереса зданию или месту. Если хотя бы 10% из 3 млн туристов обилетится в кассах у Дворцовой площади, Зимней канавки, ямы имени ВСМ у Московского вокзала и Чижика-Пыжика, то город получит дополнительные сотни тысяч долларов дохода.<BR><BR><B>Раздевание за деньги</B><BR>Изобретательность украинских предпринимателей проявляется даже в трогательных мелочах. Сразу после Ай-Петри автобус поехал в Большой каньон Крыма. К концу пути было обещано купание в горной речке. В месте омовения тоже кипел бизнес. Здесь была выстроена самопальная раздевалка, состоящая из четырех палок, обтянутых черным рваным целлофаном. Плата за одно посещение -- раздевание либо одевание -- составляла всего 2 рубля. Однако в данном случае предприниматели зарабатывали за счет оборота. Об этом свидетельствовали арифметические подсчеты. Из нашей группы этим сервисом воспользовались 12 человек. Всего за день к месту омовения подъезжали минимум 20 туристических автобусов. Таким образом, доходы полиэтиленового домика составляют никак не менее $1000 в месяц.