00:0002 сентября 200300:00
8просмотров
00:0002 сентября 2003
Его пытаются найти с помощью всевозможных манипуляций и технологий
<B>Его пытаются найти с помощью всевозможных манипуляций и технологий</B><BR>Выборы главы города 2003 г. отличаются искусственностью борьбы между кандидатами и падением к ним интереса среди избирателей.<BR><BR>Аналитики называют три наиболее заметные тенденции идущей выборной кампании.<BR>Первая и самая главная тенденция -- выборы перестали быть интересными. Заметно резкое падение мотивации у всех кандидатов. Сейчас наблюдается скорее моделирование борьбы, чем сама борьба. Изображается несуществующее противостояние между кандидатами. Все это напоминает ситуацию, когда на ринг выходят два боксера, но драться никто из них не собирается.<BR>"Кандидаты не ставят настоящих вопросов, занимаясь имиджмейкерством либо борьбой против имиджмейкерства. Создаются легенды о пиаре, однако пиара, во всяком случае качественного, нет. На его место пришел административный пиар, если так можно выразиться. Это решение вопросов путем расстановки ресурсов, приоритетов, различных методов использования административных мощностей", -- считает Сергей Бычков, генеральный директор компании PROstranstvo PR,<BR>Специалисты говорят о попытках отмены пиара в политической сфере. "Насколько тщательно сейчас прорабатываются имиджи в рекламных техниках и кампаниях коммерческих фирм, настолько отсутствует интерес к пиару в политической сфере. Это естественное следствие того, что властные структуры перестал интересовать сам избиратель в связи с попыткой его организовать и манипулятивно определить его мнение. Если можно сказать, что это стало новой пиаровской технологией, тогда давайте говорить о новом пиаре. Но похоже, это возвращение к советским административным методам. Мы видим, что современный пиар -- это использование административного ресурса и изображение борьбы", -- утверждает Сергей Бычков.<BR><BR><B>Организовать избирателей</B><BR>Использование административного ресурса наиболее явно проявляет себя во второй тенденции -- попытке организовать избирателей. Во времена социализма в России активно действовали концепции работы с производственными коллективами. Электорат был четко организован, потому что каждый избиратель знал, что если он не проголосует за "нужного" кандидата, то ему (избирателю) будет не очень хорошо.<BR>"Я считаю, что административный ресурс -- это объективное явление, но разговоров о нем значительно больше, чем фактов его применения, -- считает Владимир Васильев, заведующий лабораторией политической психологии Санкт-<BR>Петербургского Государственного университета. -- Никто не может их привести именно потому, что их нет. Что касается закона, то он не требует его полного исключения, накладываются лишь определенные ограничения, например, запрет на агитацию со стороны органов государственной власти, государственных служащих, если последние используют преимущества служебного положения. И в этой кампании ограничения соблюдаются".<BR>Однако Сергей Бычков отстаивает противоположную позицию. "И сегодня к руководству завода подходят люди, которые реально объясняют, что если они не организуют встречу с их кандидатом, то когда он придет к власти, лучше им не будет. Рабочим дают понять: не придешь на встречу с кандидатом -- лишат премии или еще чего-нибудь.<BR>Похожее происходило на выборах Сталина, когда голосовали более 100% избирателей. Отдельные люди голосовали за "товарища Сталина" дважды, и представители избирательной комиссии не могли им это запретить. Даже в социалистическую эпоху люди сами шли на выборы, как на своеобразный праздник, и необходимости в такой массированной атаке на избирателя, как сейчас, не было. Свободные выборы прекращаются там, где начинается действие административных рычагов", -- считает он.<BR>Конституция России гарантирует право голоса -- право делать свободный выбор, в том числе, и право хранить молчание. Нечестные методы борьбы начинаются из-за того, что существует серьезный перегиб в законе о выборах, который во время избирательной кампании запрещает СМИ говорить о кандидатах практически все. Политтехнологи вынуждены прибегать к другим средствам продвижения кандидатов.<BR><BR><B>В отсутствие денег</B><BR>Еще одна тенденция -- в Петербурге на выборы губернатора тратится гораздо меньше денег, чем может показаться.<BR>Практически отсутствуют полиграфическая продукция кандидатов, рекламные щиты, постеры. "Можно заметить, что кандидаты посещают любое мало-мальски заметное событие, происходящее в городе, которое, если бы у них были средства, они даже не заметили, -- уверен Сергей Бычков. -- Они вынуждены ходить на любые события, куда их приглашают и не приглашают, для того, чтобы себя показать. Средств, на которые можно проводить собственные пиар-события, у них нет".<BR>"Как ни странно, но в этой обстановке снова поднимается значение личности самого кандидата, -- продолжает он. -- В этих затрудненных условиях начинает проявляться технология развития действительных свойств кандидата. Если в период расцвета пиара серьезные политтехнологи говорили, что кандидат им не нужен, а нужна только его фотография; имидж и мнения избирателей они подстроят сами (были бы деньги), то сейчас, в обстановке тотального дефицита средств, приходится переходить к живой работе с кандидатом".<BR><BR><B>Деловая элита</B><BR>Существует мнение, что избиратели не видят конкретного лица или считают, что выборы предопределены.<BR>"Поведение электората зависит от того, что ему предлагается кандидатами, -- убежден Владимир Васильев. -- Особенность нынешней кампании в том, что большинство из них не высказывает электорату никаких предложений. Возможно, это связано с тем, что ряд кандидатов не имеет намерения победить. Участие в кампании может быть способом отъема голосов у других кандидатов, торговли голосами своей группы поддержки или политической раскрутки.<BR>Деловая элита города воспринимает избирательную кампанию как способ провести свои представления о той сфере экономики, к которой она имеет отношение. Элита активно и легально формулирует свои предложения будущему губернатору, представляет эти предложения в СМИ и ждет их воплощения".<BR>Политтехнологи и некоторые кандидаты ждут решения избирателей.<BR><BR><br><B>Кандидаты на выбор</B><BR>Основные группы кандидатов на выборах губернатора Петербурга в 2003 г.:<BR>1) Реально хотят стать губернатором.<BR><ul>Признаки:<BR><li> отстаивают свою позицию;<BR><li> обладают идеологией.</ul><BR>2) Участвуют в выборах с намерениями, не связанными с победой (отнять голоса у других кандидатов, создать видимое противостояние, поддержать другого кандидата, продать ему к концу выборов голоса своей группы поддержки).<BR><ul>Признаки:<BR><li> по ряду качеств не могут быть избраны никогда;<BR><li> не обладают никакой идеологией;<BR><li> выступления носят публицистический характер.</ul><BR>3) Хотят попасть в Госдуму (технология двойного скачка).<BR><ul>Признаки:<BR><li> их агитационные "войска" локализованы по округам.<BR><br><ul><br><b>Статьи по теме</b>:<ul><br><br>При всем обилии денег пиарщики стараются изобрести наименее затратные способы привлечения голосов и найти рабочую силу подешевле и поэффективнее. На помощь приходят пенсионеры -- с маленькими пенсиями и большим количеством свободного времени. Именно они -- основные агитаторы на всех выборных кампаниях. Также к агитации привлекаются и студенты, но они часто бывают непостоянны и менее ответственны.</ul><br><br>