00:0007 июля 200300:00
27просмотров
00:0007 июля 2003
Ягодно-грибной сезон приближает российских потребителей к лесу
<BR><BR><B>Ягодно-грибной сезон приближает российских потребителей к лесу</B><BR>Отечественные операторы рынка дикорастущих грибов и ягод (дикоросов), изначально ориентированные на зарубежье, в последний год снизили экспортные поставки и приступили к активному освоению российского рынка.<BR><BR>По данным ООО "Фонд информационных технологий", в 2002 году объем экспорта грибов в натуральном выражении снизился в 3 раза, а в денежном -- в 2 раза (см. табл.). По оценкам компании "Атро-Полис", емкость российского рынка грибов -- $60 млн.<BR>Несмотря на большой спрос на дары русской природы в Европе, заготовители говорят о его ограниченности и ассортиментной узости. "Когда наша компания выходила на европейский рынок, мы предполагали, что предложение не перекроет спрос, но ошиблись, -- рассказывает Ивар Макарс, представитель российско-норвежской компании "Матреко". -- Зарубежный рынок оказался не настолько емким. К тому же за несколько лет Москва и Петербург по объемам потребления лесных продуктов приблизились к Европе".<BR>Операторы также отмечают, что культура потребления даров дикой природы сказывается и на емкости рынка, и на лояльности потребителей к продукции в целом. Если в рационе россиян встречаются многие виды грибов, то итальянцы предпочитают только белые, а немцы -- лисички.<BR><BR><B>Места хватит</B><BR>Наиболее активно российский рынок дикоросов развивается в последние 3 года. Несмотря на приход большого количества новых игроков в сектор сборки и переработки лесных грибов и ягод, на рынке места хватает всем.<BR>"В Карелии ежегодно собирается около 35 тысяч тонн ягод, тогда как реальный урожай в 2 раза больше, -- отмечает коммерческий директор ООО "Торговый дом "Ивангород" Юлиана Найденова, -- но спроса на такой объем нет, так как не многие предприятия используют натуральное сырье".<BR><B>Природа делает рынок</B><BR>Природные факторы являются основными определяющими конъюнктуры рынка. "Спрос на дикоросы достаточно стабильный, но предложение очень сильно зависит от урожая, -- говорит начальник отдела экспорта ЗАО "Скан-Нева" Игорь Смирнов. -- В неурожайный год (когда во время цветения кустов ягод в мае случаются морозы или засуха -- в период роста грибов) за каждый килограмм грибов и ягод идет борьба. Цена заготовки и продажи при этом взлетает в несколько раз". Так, неурожай 2002 года стал следствием изменения цен, которые возросли в 1,8 раза по отношению к 2001 году.<BR>К особенностям рынка игроки относят и сами продукты леса, требующие оперативной переработки. Если клюкву можно хранить в прохладном месте до полугода, то чернику необходимо высушить или заморозить в течение 3 дней с момента сбора. Что касается грибов, то лисички сохраняются не более 2 недель, а белые надо обработать за сутки.<BR>С обработкой связана и основная статья расходов в лесном бизнесе. Для того чтобы не потерять собранный урожай, заготовительно-перерабатывающие компании обеспечивают каждый сборочный пункт оборудованием для варки грибов и большим количеством тары. Ряд операций по обработке -- очистка от мусора, калибровка, шоковая заморозка, упаковка и др. -- производится на заводах, куда свозится продукция из деревенских заготовительных пунктов. Соответственно, часть расходов связана и с логистикой.<BR><BR><B>Домашняя работа</B><BR>Если экспортная работа ведется в основном через посредников, то на домашнем рынке компании-заготовители стараются работать напрямую с предприятиями пищевой промышленности, розницей и общепитом. Например, компания "Матреко" поставляет продукцию на "Вимм-Билль-<BR>Данн", Кировский плодоовощной комбинат; в московскую и петербургскую розницу -- "Марктауф", "МЕТРО", "Седьмой континент", "Ленту".<BR>"Атро-Полис" также работает с торговыми сетями обеих столиц, с кулинариями и предприятиями общественного питания. "Сейчас выйти в розницу с лесной продукцией сложно, -- говорит генеральный директор "Атро-Полис" Михаил Четвертаков. -- Когда мы начинали в 1996 году, "Перекресток" был единственной торговой сетью. А "Рамстор" позже сам вышел на нас".<BR>Но не все компании-заготовители нацелены на розницу. ООО "ТД "Ивангород", специализирующееся на изготовлении спиртованных морсов из натурального сырья, осваивает работу с ликероводочными заводами, а в перспективе -- и с фармацевтическими и парфюмерно-косметическими компаниями (см. "ДП" №193/02, www.dp.ru).<BR>Емким рынком сбыта являются и предприятия общественного питания. В Петербурге около 2 тысяч точек общественного питания разного формата -- столовые, кафе, рестораны. Для удовлетворения потребностей в этом секторе (при расчете 5 кг грибов в неделю на одну точку) необходимо более 500 тонн продукции в год.<BR><B>Бизнес ту бизнес</B><BR>Основными потребителями лесной ягодной продукции в России являются производители соков, работающие и в секторе морсов. На июль 2003 года только две компании работают на федеральном уровне -- "Вимм-Билль-Данн" и Экспериментально-консервный завод (ЭКЗ) "Лебедянский". Причем последний вышел на рынок морсов в мае 2003 года и собирается к концу года занять 35-36% сектора. По словам начальника маркетингового отдела ЭКЗ "Лебедянский" Сергея Игнатьева, морсовый рынок динамичнее сокового -- при годовом объеме в 12 млн литров его ежегодный прирост составляет около 36%, тогда как соковый растет примерно на 20% в год.<BR>Тем не менее выпускать морсы другие производители соков не торопятся. Валерий Остапец, президент Российского союза производителей сока, считает, что рынок морсов будет освоен в ближайшие годы. А причину пассивности соковиков объясняет неразвитой инфраструктурой заготовки ягодного сырья и отсутствием гарантий со стороны компаний-сборщиков в стабильности поставок нужных объемов. Ё<BR><BR>СПРАВКА:<BR>u Общая площадь дикорастущих плодовых и ягодных растений составляет примерно 65 млн га с общим среднегодовым урожаем 6,9 млн т. Из многих видов лесных ягодных растений наибольшее значение имеют клюква и брусника, занимающие около 20 млн га с урожаем 1,4 млн т.<BR>u В России наиболее грибными регионами считаются Владимирская, Калужская, Тверская, Псковская области, Карелия и Коми, а также Сибирь и Алтай.<BR>u Больше всего клюквы растет в Вологодской и Архангельской областях. Черники -- в Карелии и Мурманской области.