Ящики и коробки укрепляют отечественный рынок упаковки

Конъюнктура подталкивает российских упаковщиков к увеличению производства

<BR><BR><B>Конъюнктура подталкивает российских упаковщиков к увеличению производства</B><BR>anfedorov@dp.ru<BR>Рынок упаковки, являясь одним из самых молодых в России, ежегодно увеличивается как минимум на 10%.<BR><BR>Тем не менее темпы роста рынка не успевают за увеличением спроса. Потребность в упаковке удовлетворяется только на 30%, из которых около половины предложений исходит от производителей из Польши, Словакии, Германии и Украины, охватывающих широкую номенклатуру упаковочных материалов.<BR>По оценкам генерального директора ассоциации "Союзупак" Александра Зилонова, на долю упаковки из картона и бумаги приходится 38-42% от общего объема производства всех видов упаковки в России. При объеме производства в $3-3,2 млрд его емкость составляет $1,1-1,3 млрд.<BR>Исходя из того, что в структуре спроса на долю российских производителей приходится около 20% предложений, потенциальная емкость рынка картонно-бумажной упаковки равна $5,5-6,5 млрд.<BR><BR><B>Прогноз</B><BR>Регулярное появление новых игроков говорит о высоком спросе на упаковочную тару и наличие на рынке свободных мест. Аналитики компании Abercade Consulting прогнозируют, что в ближайшие 2-3 года производство упаковки в России увеличится, что связано с запуском новых производств и модернизацией существующих, а также с развитием более дорогих сегментов. Так, один из лидеров на рынке картонно-бумажной упаковки -- ЗАО "ГОТЭК" намерено в 2003 году, по словам ведущего менеджера по маркетингу Михаила Пенькова, увеличить выпуск гофропродукции на 35%. Что связано с модернизацией предприятия и выходом на новые рынки.<BR>В будущем доля отечественной продукции увеличится, спрос подкрепится предложением, а игроки начнут консолидировать силы и активы, оставляя все меньше возможностей для появления новых. Усиление конкуренции среди производителей упаковки в первую очередь сыграет на руку пищевым предприятиям, которые получат возможность выбирать более качественный товар.<BR><BR><B>Макулатуры хватит</B><BR>Интерес производителей к сектору картонно-бумажной упаковки обусловлен не только высоким спросом, но и наличием в России развитой сырьевой базы. Если в Европе эксперты отмечают нехватку макулатурного сырья, следствием чего стало замедление его развития (прогноз на 2003 год -- 3%-ный рост), то в России с сырьем проблем нет -- за первые 4 месяца 2003 года производство картонно-бумажной упаковки выросло примерно на 16,5% относительно аналогичного периода 2002 года.<BR>Запуск новых мощностей по выпуску гофроящиков (основного вида картонной упаковки для многих отраслей промышленности) в первую очередь наблюдается у операторов лесопромышленного и целлюлозно-бумажного рынка. Так, в конце 2001 года запущен подольский филиал ОАО "Архбум", входящий в ГК "Титан". Летом 2002 года в Ленинградской области заработало новое предприятие -- АО "Илим Гофропак", "дочка" ЗАО "Илим Палп Энтерпрайз".<BR><BR><B>Толчок с Запада</B><BR>Для выхода из сырьевого кризиса европейские производители начали перевод производственных мощностей в Китай, Индию, Бразилию и страны Восточной Европы.<BR>Экспансия западных компаний в Россию началась около 5 лет назад. Основные усилия иностранцев были направлены на освоение европейской части России, где исторически сложился наибольший уровень спроса, и были направлены на снижение издержек и увеличение присутствия на развивающемся рынке.<BR>Пионером на Северо-Западе стал шведский концерн Assi Doman Packaging, запустивший в 1998 году в Ленинградской области фабрику по производству гофрокартона. Однако через 3 года шведы заявили о желании реструктуризировать бизнес и продали нидерландскому концерну Kappa Alpha Holdings 56 фабрик по выпуску гофрокартона и бумаги в нескольких странах, в том числе и в России.<BR>Чуть позже, в 2000 году, на Северо-Запад пришел другой крупный игрок мирового рынка упаковки -- транснациональная компания Amcor Rentch. С запуском в Великом Новгороде завода по производству сигаретных пачек ООО "Амкор Ренч Новгород" стало производить более 1,3 млрд сигаретных пачек в год. Весной 2003 года предприятие закончило модернизацию, увеличив выпуск твердой сигаретной упаковки до 4,5 млрд штук в год.<BR>В 2000 году к освоению Северо-Запада приступил шведский концерн SCA Packaging -- один из крупнейших европейских производителей гофрокартона. Шведы приобрели в Ленинградской области фабрику "Комсомолец", специализирующуюся на производстве бумаги.<BR>Российским рынком упаковки также интересуется австрийская компания Mayr Melnhof, приступившая к маркетинговым исследованиям, результатом которых может стать строительство в Ленинградской области завода по выпуску картонной и гибкой упаковки для пищевой, табачной и парфюмерной промышленности (см. "ДП" №37/03, www.dp.ru).<BR><BR><B>Пластик и стекло</B><BR>Наряду с сектором картонно-бумажной упаковки интенсивно развиваются сектора других видов упаковки -- пластиковой, стеклянной и металлической.<BR>Производство полимерной упаковки по темпам роста ненамного уступает картонно-бумажной. Ежегодный рост сектора доходит до 12%, в зависимости от отрасли, где применяется.<BR>Стеклянная упаковка, некогда являвшаяся основным видом упаковки, постепенно теряет свои позиции. Особенно это заметно в пивоваренной отрасли, основном потребителе стеклобутылок.<BR>С каждым годом пивовары все больше используют металлическую и пластиковую упаковку (так, за 1,5 года алюминиевая банка отвоевала у стекла около 10% рынка). Тем не менее существует группа продуктов, которые традиционно упаковывают в стекло, -- алкогольные напитки, консервированные продукты, лекарства, косметика и пр.<BR>Активное наращивание мощностей и строительство новых заводов не очень существенно влияют на разрыв между спросом на стеклотару и предложением. Потребности российских пищевиков составляют около 8 млрд новых стеклянных емкостей в год. В 2002 году российские стекольщики обеспечили только треть потребностей рынка. Ё<BR><BR><B>СПРАВка</B><BR>Важнейшие потребительские качества гофротары относительно других видов упаковки (стеклянной, пластиковой и металлической) -- дешевизна, простота перевозки, хранения и утилизации.<BR>Мировой рынок картонно-бумажной упаковки ежегодно прирастает примерно на 3%. А российский уже несколько лет увеличивается на 10-20% в год.<BR>Картонно-бумажной упаковкой пользуются предприятия пищевой промышленности (упаковка кондитерских изделий, соков, пельменей, чипсов, чая, спиртных напитков, сигарет и др.); химической промышленности (косметика, синтетические моющие средства, удобрения и др.); производители бытовой и оргтехники (телевизоры, электроприборы, компьютеры и др.).<BR>По данным ассоциации "Союзупак", в России на май 2003 года насчитывалось около 3000 предприятий, выпускающих упаковку из картона, бумаги, пластика, стекла и металла. Около половины из них работают в секторе картонно-бумажной упаковки, который привлекает высоким уровнем рентабельности (70-100%, -- по данным Abercade Consulting) и высоким спросом.<BR>