На Ладожском вокзале Петербург собирали из кусочков

В дни празднования юбилея города откроется построенный в рекордные сроки Ладожский вокзал. Вместо обычных для подобного сооружения 5-10 лет строительство заняло 2 года. Главным украшением интерьера стало мозаичное панно, сооруженное в еще более невероятны

<BR><BR>В дни празднования юбилея города откроется построенный в рекордные сроки Ладожский вокзал. Вместо обычных для подобного сооружения 5-10 лет строительство заняло 2 года. Главным украшением интерьера стало мозаичное панно, сооруженное в еще более невероятный срок.<BR><BR>При проектировании Ладожского вокзала панно в планы не входило. Идея украсить зал мозаикой возникла у генерального подрядчика ООО "БСК ПГС" ( дочернее подразделение ЗАО ФПГ "Балтийская строительная компания") и автора проекта, председателя Комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры Никиты Явейна незадолго до окончания отделки вокзала. Подковообразная стена в зале прибытия и отправления выглядела голой, и решено было увековечить на ней главное событие года. Воплощением грандиозного проекта занялась молодая художница, выпускница Художественно-промышленной академии имени Мухиной Екатерина Огородникова. Опыт "внедрения" мозаики в городские пейзажи у Екатерины уже есть: ее работы можно наблюдать в отреставрированных дворах Петроградского и Центрального районов Петербурга.<BR>Панно на Ладожском вокзале смонтировали за 2 месяца (25 человек трудились в две смены), и это самое большое (300 м2) в постсоветской России мозаичное панно, созданное вручную. Кусочки смальты и камней молотком раскалывали на специальной "наковальне", а затем 15 художников "собирали" каждый свой кусочек картинки. Для скорости использовали специальный клей, привезенный из Германии. Смальту выплавляли вручную, так же, как когда-то варил ее Михайло Ломоносов.<BR>В композиции смальта и натуральный камень сочетаются с нержавеющей сталью, керамическим гранитом и фактурной штукатуркой. "Проблема состояла в том, чтобы петербургский стиль трансформировать в современный стандарт, -- комментирует Екатерина. -- И традиции были воплощены в новейших материалах и технологиях".<BR>Авангардным можно считать и сам ход мысли авторов. Панно мозаично не только по технике, но и по сюжету: пассажиры должны не усматривать в мозаике готовую картинку, а выхватывать кусочки. "Это не готовый сюжет, как в фигуральном искусстве: если Петр, то непременно со штурвалом и по колено в воде, -- говорит автор. -- Это не Ледовое побоище и не Бородинская битва". Это -- город изнутри, экскурс в историю, ассоциативные изображения, моментальные "кадры", выхваченные глазом из городской среды.<BR>Панно выполнено в "петербургских" цветах: серебристый, голубой, беж, серый; расположено полукругом, высота "картинки" -- 3 м, общая протяженность -- 100 м. Правая часть панно "провожает" отъезжающих: на ней изображены вагончики, пролеты мостов, грифон, символическая Дорога Жизни, Ладога, Кронштадт. Другая -- встречает прибывающих: шпиль Адмиралтейства с корабликом, ангел, лев, схема города a la "глобус Петербурга". Ни один фрагмент мозаики не повторяется. Сюжет органично вписывается в общую концепцию здания, "склонную" к конструктивизму. В само же панно не слишком органично "вписали" дверь и ярко-красные пожарные щиты. Искусство и безопасность хотя и не сочетаются, но в данном случае вынуждены идти рука об руку. Обещают, правда, закрыть щиты специальными пластиковыми экранами. Увековечены на панно год постройки вокзала (и, соответственно, год создания панно), герб города и логотип "БСК". Панно, не входившее в первоначальную смету строительства вокзала, подарили городу БСК и МПС (только материалы для мозаики обошлись примерно в $100 тысяч).<BR>