00:0029 апреля 200300:00
165просмотров
00:0029 апреля 2003
Проволока -- товар универсальный. Некогда из нее делали кольчугу, решетки и рожки для игрушечных барашков. Надежда Зубарева нашла новую сферу применения этого материала -- она делает скульптуры.
<BR><BR>Проволока -- товар универсальный. Некогда из нее делали кольчугу, решетки и рожки для игрушечных барашков. Надежда Зубарева нашла новую сферу применения этого материала -- она делает скульптуры.<BR><BR>Плести скульптуры из проволоки пробовали и раньше. Например, в конце 1920-х годов это пытался делать Пикассо. Говорят, главной художественной проблемой для мэтра "были организация внутреннего пространства и соединение частей друг с другом". У Надежды Зубаревой с организацией внутреннего пространства все в порядке. Как она делает свои скульптуры, никто понять не может. Автор сохраняет проволочное ноу-хау в тайне и, пользуясь монопольным положением на рынке, поддерживает высокий уровень цен. Надежда предпочитает продавать работы пореже, но подороже.<BR><BR><B>Женская натура</B><BR>Хрупкая невысокая барышня с внешностью известной французской киноактрисы уже 5 лет в своей квартире-мастерской только и делает, что гнет проволоку. Из проволоки получаются в основном женщины. И в основном летающие. Некоторые полностью обнажены, некоторые одеты, но и эта одежда настолько прозрачна, что скульптуру сложно назвать одетой. Некоторые из них зависли под потолком, другие сидят на подоконнике или на полу, не заполняя своими проволочными формами часть пространства, а только его ограничивая.<BR>"Конечно, работа начинается с набросков. Но в процессе работы все может поменяться. Я не могу точно передать словами свой замысел. Потом, когда видишь финал, понимаешь, хорошо это или нет. Если недовольства больше, чем удовлетворения, -- переделываю", -- рассказывает Надя.<BR>В результате творческих метаний проволочные женщины иногда получаются в натуральную величину, иногда и больше. Женский выбор обусловлен вполне объективными факторами. Зубарева говорит, что знакома с женскими формами лучше, чем с мужскими. А с крупными формами и работать интереснее -- есть возможность прорабатывать мелкие детали, и видны они окружающим лучше. Имеются в наличии и "мужские" работы, но пока только бюсты.<BR>О предметах своего вдохновения, как и любой человек искусства, Надежда Зубарева не стремится рассказывать. За людьми она всегда любила наблюдать. Сейчас, по понятным причинам, делает это с еще большей любовью, особенно за девушками. "Иногда очень пристально смотрю на незнакомых девушек, некоторые этого пугаются. Иногда приглашаю знакомых позировать -- лопатку или колено посмотреть", -- говорит она.<BR><BR><B>Лед</B><BR>Секреты производства Надежда тщательно хранит в тайне. Как-то собрат по духу предположил, что сначала художница делает ледяную фигуру и уже на эту основу накладывает проволоку. Лед тает -- остается только металлическая объемная фигура. Наде Зубаревой эта версия очень приглянулась и теперь на вопрос любопытных: "Как Вы это делаете?" -- она выдает именно ее. А любопытных действительно много. Часто звонят они скульптору и предлагают взамен ее секрета рассказать свои. Но "металлический" художник прочен, как и его работы. Лишь говорит, что начинает плести фигуру с ног и заканчивает головой.<BR><B>Металлолом</B><BR>Когда-то Надежда Зубарева делала скульптуры из глины, потом пробовала заниматься литьем. Но традиционные материалы не пришлись ей по вкусу: "В работе со скульптурами из стандартных материалов очень много промежуточных стадий, надо очень много помощников. И конечный результат далеко не всегда получается желаемым, так как зависит не только от тебя. К тому же литье -- дорого. И муж посоветовал попробовать проволоку".<BR>Сейчас работы Зубаревой просто выставляются в галереях и музеях (сейчас, к примеру, несколько проволочных женщин можно увидеть на выставке в Мраморном дворце).<BR>Первые же "металлические" женщины у Нади не сохранились, говорит, сдала в металлолом. Вначале скульптуры не были большими -- отрабатывала технику. Сейчас на одну дамскую фигуру уходит 2-3 кг гибкого материала. С покупкой проволоки у художницы до сих пор не все просто, говорит, хорошую купить сложно. И всегда радуется, если кто-то из знакомых ей в качестве подарка, например на день рождения, преподнесет несколько мотков. Лучше из цветных металлов и толщиной 0,5-1 мм. Один из ее любимых видов "строительного" материала -- неохромовая проволока. Сам материал Надю Зубареву, мягко говоря, не радует своей жесткостью. Но результат заставляет забывать об оцарапанных руках и болях в спине. "Фигура, сделанная из проволоки, выражает состояние легкости и неопределенности, полета и постоянной динамики. Мне очень близко это состояние. Не люблю конкретики. Поэтому почти никогда не даю название работам", -- объясняет она.<BR><BR><B>Мужчины</B><BR>Надя уверяет, что начинала плести фигуры, не задумываясь об их дальнейшей судьбе. Но приходили знакомые, любовались, восхищались. Стали поступать коммерческие предложения. "Иногда покупателей приводят мои знакомые, иногда они находят информацию обо мне в интернете, иногда видят работы на выставках. Специально же маркетингом я не занимаюсь", -- уверяет она.<BR>Впрочем, агрессивный маркетинг в данном случае и не требуется: Надежда делает не более семи скульптур в год, тем самым поддерживая на рынке дефицит предложения.<BR>Ценовая политика при этом проводится исключительно негибкая. Цены на ее работы как на Западе, так и в России практически одинаковы и не меняется с "учетом на покупателя". Все определяется спросом. Спрос, видимо, есть, потому что за 5 лет цены на металлических дам выросли почти на порядок.<BR>Покупают же проволочных женщин в основном мужчины. Держат их они в квартирах, загородных резиденциях и садах. Но не все скульптурные судьбы ведомы мастеру: некоторые работы были приобретены посредниками, не желавшими раскрывать своих клиентов.<BR><BR>(Н.Б.)