Профессиональные пиарщики перепиарили пиар

В Государственном электротехническом университете (ЛЭТИ) в рамках фестиваля "Профессия третьего тысячелетия" прошла международная научно-практическая конференция "Public Relations -- наука, образование, профессия", посвященная проблемам подготовки специал

<BR><BR>В Государственном электротехническом университете (ЛЭТИ) в рамках фестиваля "Профессия третьего тысячелетия" прошла международная научно-практическая конференция "Public Relations -- наука, образование, профессия", посвященная проблемам подготовки специалистов по связям с общественностью.<BR><BR>Участники конференции: представители кафедры "Связи с общественностью" хозяина фестиваля -- ЛЭТИ, профессионалы-практики, зарубежные гости с кафедры коммуникаций университета штата Мэрилэнд, Колледж Парк, США осветили основные проблемы профессии.<BR><BR><B>Премудрости ремесла</B><BR>Первой признали кадровую. Сегодня в Петербурге как минимум 20 вузов готовят PR-специалистов. Назывались и большие цифры, но с ними не все соглашались. Хотя и для 20 вузов катастрофически не хватает преподавателей. В России сегодня более 100 высших учебных заведений имеют лицензию на обучение и выдачу диплома по специальности PR. По словам президента Консалтинговой группы "Имидж-Контакт" Алексея Ситникова, профессионалов высокого класса, готовых обучать студентов всем премудростям ремесла, в стране может хватить от силы на пять полноценных кафедр. Кто же тогда сейчас преподает на остальных? Существует острая необходимость срочно обучать преподавателей, повышать уровень их квалификации. "Мы перепиарили пиар, но сделали это очень непрофессионально", -- отозвался о последствиях моды на PR-специалистов Алексей Ситников.<BR>Каждый год только в Петербурге из стен высших учебных заведений выпускается более 1500 специалистов в области PR. Цифра эта достаточно условна, так как даже представители самих вузов еще не пришли к общему мнению по вопросу о том, в скольких же учебных заведениях Петербурга сегодня можно получить диплом специалиста по связям с общественностью. В России рынок PR-услуг еще не сформировался, а существующим крупным PR-агентствам вовсе не требуется такое огромное количество сотрудников. Подобное положение вещей приводит к тому, что молодые профессионалы в области связей с общественностью находят себе работу в отделах маркетинга или рекламы и вынуждены конкурировать с профессиональными маркетологами или рекламистами. Правда, по словам декана гуманитарного факультета ЛЭТИ Ольги Марковой, выпускники специальности "связи с общественностью" адаптируются в этой ситуации достаточно успешно, хотя никаких конкретных цифр о трудоустройстве выпускников Ольга Маркова не привела.<BR><BR><B>Дорогие ошибки</B><BR>По мнению профессионалов, занимающихся трудоустройством молодых специалистов, образование в области PR сегодня является чересчур общим. Оно не предусматривает узкой специализации по отраслям, а именно детального и профессионального подхода к деятельности той или иной организации часто не хватает. Специалист по связям с общественностью должен очень хорошо разбираться во всех тонкостях функционирования своей организации, говорить на одном языке с другими сотрудниками, ведь его ошибки могут обойтись компании очень дорого. Поэтому PR часто осуществляют люди, не имеющие образования в области связей с общественностью, но профессионалы, соответствующие профилю организации.<BR>Усугубляет эту ситуацию тяжелое положение с учебными пособиями и прохождением практики для студентов. Книжные магазины изобилуют учебниками под названием "Введение в PR", однако более специализированной литературы, детально описывающей методы работы в различных отраслях экономики, просто не существует. Недостатки теоретического курса могла бы частично исправить практика, но и с ней у студентов возникают трудности -- PR-агентства не торопятся принимать студентов на практику.<BR>Участники конференции отметили, что еще одной серьезной проблемой является нехватка отечественных разработок в области PR. 10 лет назад, когда экзотическая специальность впервые появилась в российских вузах, преподавателям срочно приходилось перенимать опыт западных коллег. Во многом такая практика продолжается и теперь, хотя появились собственные университетские курсы, но и сегодня эффективные на Западе методы, как признали американские специалисты, могут дать непредсказуемый результат на российской почве.<BR>