Мошенники ждут закона

Страховые компании приготовились к всплеску активности мошенников на петербургском рынке страховых услуг автовладельцев.

<BR><BR>Страховые компании приготовились к всплеску активности мошенников на петербургском рынке страховых услуг автовладельцев.<BR><BR>Повышение бдительности в преддверии введения обязательного страхования автогражданской ответственности уже привело к тому, что целый ряд компаний разоблачил нечистых на руку клиентов, пытавшихся обманом получить от компании десятки тысяч долларов.<BR><BR>Тайна изувеченного "Мерседеса"<BR>Показательный случай из практики в разговоре с корреспондентом "ДП" привел директор петербургского филиала страховой компании ЗАО СК "Мегарусс-Д" Сергей Кузьмин.<BR>"В начале февраля нынешнего года в нашу компанию обратился один из клиентов, застраховавший в декабре 2002 года свой автомобиль марки Mercedes, с требованием выплатить ему по страховому случаю $22 тысячи, -- рассказывает Сергей Кузьмин. -- Согласно документам и рассказу клиента, его автомобиль попал в автокатастрофу в одном из районов Ленинградской области, в деревне, находящейся чуть ли не за 200 км от города, и восстановлению не подлежит.<BR>При рассмотрении заявки мы оценили ущерб, причиненный клиенту, в $18 тысяч и предложили ему возместить именно эту сумму или же приобрести аналогичный автомобиль. Однако он не согласился на это предложение, мотивировав отказ тем, что машину ему пригнали из Германии, он чуть ли не первый ее владелец, она была оборудована по последнему слову техники. И пригрозил нам обращением в суд и на телевидение, чтобы "все узнали, кто вы такие есть".<BR>После такого демарша с его стороны наша служба безопасности устроила комплексную проверку. В результате выяснилось, что клиент, мягко говоря, вводит нас в заблуждение. Хотя бы потому, что он является четвертым владельцем указанного автомобиля.<BR>Далее вскрылись и другие сомнительные аспекты дела. Наши сотрудники выехали на место аварии. В соответствии со схемой ДТП машина нашего клиента должна была чуть ли не протаранить один из домов. Тут же местные бабушки складывали дрова. Наши ребята их расспросили, мол, была ли авария в феврале. Те ответили отрицательно".<BR>По словам Сергея Кузьмина, дальнейшее расследование показало, что документы были фактически сфабрикованы. Еще через некоторое время страховая компания выяснила, что клиент застраховал уже разбитую машину.<BR>"Сделано это было просто, -- говорит Сергей Кузьмин. -- Страховому агенту была показана другая машина аналогичной марки, на которую временно установили номера разбитой машины. Номер же кузова наш сотрудник не проверил. Разумеется, как только картина происшедшего стала нам ясна, мы отказали клиенту в выплате, предъявив ему итоги расследования и предупредив о возможных судебных последствиях. После чего он подписал бумагу о расторжении договора страхования с даты, предшествующей мнимой аварии".<BR>Как особо подчеркнул Сергей Кузьмин, несмотря на мировое урегулирование данного инцидента, страховая компания все же оставила за собой право сообщить о нем в органы правопорядка.<BR><BR><B>В моду входят</B><BR><B>самострелы</B><BR>"Конечно, попытки обмануть нашу страховую компанию бывали, -- говорит генеральный директор ОАО "СК "Класс" Андрей Шарков. -- Недавно, например, владелец одной иномарки пытался получить возмещение ущерба на $5 тысяч. Нам были представлены поддельные документы из ГИБДД, свидетельствующие о том, что многочисленные повреждения автомобилю были нанесены "копейкой". Владелец стареньких "Жигулей" застраховал свою автогражданскую ответственность в "Классе". Однако сотрудникам службы безопасности компании удалось установить, что никакого ДТП в указанные сроки не было, так как в это время иномарка с многочисленными повреждениями уже находилась на стоянке".<BR>"Еще один показательный случай -- обращение владельца застрахованной дорогостоящей иномарки с заявлением о нанесенном ущербе, -- рассказывает Андрей Шарков. -- Якобы в результате ДТП вышла из строя система гидроусиления и коробка передач. Сотрудникам нашей службы безопасности удалось доказать, что владелец иномарки, стремясь получить $17 тысяч от страховой компании, сам столкнул машину в кювет. В обоих случаях мошенники вели себя совершенно спокойно. После отказа в выплате особенно не расстроились".<BR>По оценке Андрея Шаркова, обращения мошенников в страховые компании увеличатся после введения закона об обязательном страховании автогражданской ответственности на 10-15%.<BR><BR><B>Каждый десятый</B><BR><B>-- мошенник</B><BR>"Случаи страхового мошенничества составляют большую долю в общей массе страховых случаев, но все они известны и могут быть выявлены, -- заявил "ДП" представитель по связям с общественностью страховой компании "Прогресс-Нева" Андрей Горяинов. -- Прежде всего проблема заключается в отсутствии взаимодействия между страховыми компаниями в том, что касается обмена информацией по подозрительным страховым случаям. Чаще всего обмен информацией строится на основе личных связей. Кроме того, существует законодательное ограничение на раскрытие информации о страхователе (тайна страхования).<BR>Необходимо также учесть ряд сложностей технического характера: отсутствие адаптированных к российским условиям систем программного обеспечения, перегруженность правоохранительных органов, законодательный запрет доступа страховых компаний к материалам предварительного следствия в ОВД. Если обратиться к зарубежному опыту, серьезные проблемы в этой области существуют и у западных страховщиков".<BR>"Наиболее популярно среди мошенников двойное страхование по таким видам, как автострахование, добровольное медицинское страхование и страхование туристов, -- полагает Андрей Горяинов. -- После введения обязательного страхования автогражданской ответственности рост числа случаев мошенничества неизбежен. Он напрямую связан с абсолютным числом застрахованных. По мнению специалистов нашей компании, 10% от общего числа страховых случаев -- близкая к истине оценка доли страхового мошенничества".<BR>"Тем не менее можно привести пример, когда нашей компанией был доказан случай страхового мошенничества, -- говорит Андрей Горяинов. -- Преступники использовали довольно распространенную схему получения страхового возмещения за проведенное лечение одновременно в нескольких страховых компаниях. Документы о якобы произошедших в Финляндии страховых случаях готовил врач, с которым преступники состояли в сговоре. Затем они обращались в несколько петербургских страховых компаний, требуя возмещения. Дело доведено до суда. Мошенники осуждены".