Российские пивовары изменили стратегию развития отрасли

Наступление 2003 года российская пивоваренная отрасль отметила продолжающимся снижением темпов производства. По данным Госкомстата, в I квартале 2003 года прирост отрасли составил 5%, или 140,1 млн дал против 147,3 млн дал за аналогичный период 2002 года.

<BR><BR>Наступление 2003 года российская пивоваренная отрасль отметила продолжающимся снижением темпов производства. По данным Госкомстата, в I квартале 2003 года прирост отрасли составил 5%, или 140,1 млн дал против 147,3 млн дал за аналогичный период 2002 года.<BR><BR>Это заставило пивоваров Северо-Запада и Центральной России двигаться в регионы, где потребление янтарного напитка колеблется в пределах 20-30 л в год на человека (против 70-80 л -- в столицах, которые и формировали 80-85% отечественного пивного рынка).<BR>Кроме того, для снижения издержек пивовары начали интенсивно осваивать непрофильные отрасли.<BR><BR><B>Мнения и комментарии</B><BR>Руководитель Исполнительного секретариата Союза российских пивоваров (СРП) Вячеслав Мамонтов считает, что основной причиной снижения темпов развития отрасли стала непродуманная акцизная политика государства по отношению к отрасли. С января 2003 года государство увеличило акцизы: на пиво -- на 25%, на крепкие алкогольные напитки -- на 15%.<BR>Предыдущее увеличение -- в 2001 году -- также в большей степени коснулось продукции пивоваров. Тогда акцизы на пиво увеличились на 10-12%, а на крепкие алкогольные напитки -- на 5%. Последнее повышение увеличило цену на пиво на 15-20% относительно 2002 года.<BR>По мнению начальника отдела по связям с общественностью ОАО "Пивоваренная компания "Балтика" Алексея Кедрина, на снижение темпов роста отрасли кроме увеличения акциза на пиво повлияло и изменение налогового законодательства. Если ранее все предприятия, включая пивоваренные, вкладывающие в развитие производства, попадали под льготное налогообложение, то с 2002 года ситуация изменилась не в пользу инвесторов. Таким образом, налоговые отчисления на единицу продукции увеличились с 17 до 30%.<BR><BR><B>Конкретные результаты</B><BR>Лоббирование пивоварами своих интересов на протяжении нескольких лет в этом году принесло результаты. За 3,5 месяца 2003 года Правительство РФ сделало для пивоваренной отрасли ряд таможенных послаблений.<BR>Снизило введенную в 2002 году таможенную пошлину на алюминиевые банки (с 41 евро за 1 тыс. банок до 22 евро) и уменьшило (с 15 до 10% от таможенной стоимости) пошлины на ввоз холодильного, морозильного оборудования и тепловых насосов для пивоваренной промышленности.<BR><BR><B>Осваивание регионов</B><BR>Замедление темпов развития отрасли заставило пивоваров расширять географию присутствия и, следовательно, производственные мощности. Движение в регионы, по мнению Вячеслава Мамонтова, закономерно, поскольку пивной рынок за пределами европейской части России практически не развит -- на его долю приходится не более 15-20% пива, произведенного в России.<BR>Данные Института исследования товародвижения и конъюнктуры оптового рынка показывают, что на фоне 9%-ного роста общероссийского пивного рынка в 2002 году, например, рынок Сибирского региона вырос на 20%. На его долю приходится 10,2% произведенного в России пива (71,6 млн дал).<BR>Подобная перспективность зауральского рынка и привлекает пивоваров из европейской части России.<BR>С начала года ОАО "Пивоваренная компания "Балтика" открыло два завода в регионах. В январе 2003 года запущен завод в Самаре, в апреле -- в Хабаровске. Мощности этих предприятий рассчитаны на удовлетворение спроса не только конкретных городов, но и потребителей, живущих в радиусе 150-200 км. Кроме того, приход "Балтики" на Дальний Восток открывает перед петербургской компанией возможность выхода на рынки Азиатско-Тихоокеанского региона, в частности Китая и Кореи.<BR>Присутствие на стратегически выгодной дальневосточной территории позволяет компании планировать в 2003 году увеличение доли экспортируемого пива с 6% от общего объема производства (в 2002 году) до 10%.<BR>Зауральем интересуются и другие производители. Казанский "Красный Восток" в апреле 2003 года приступает к выпуску продукции на новом дочернем предприятии ООО "Сибирская пивоваренная компания" в Новосибирске.<BR>В 2004-2005 годах на Урал собирается прийти московская компания "Очаково", построив в Тюменской области пивзавод.<BR><BR><B>Интересы совпадают</B><BR>С интенсивным увеличением присутствия в регионах крупных компаний совпало желание государства расстаться с принадлежащим ему 25%-ным пакетом акций екатеринбургского пивоваренного предприятия ОАО "Патра" ("Патра" -- последнее крупное предприятия отрасли, в котором государство владеет столь значительным пакетом акций). Свою заинтересованность в приобретении госпакета проявили "Балтика", "Хейнекен" (бывшее "Браво Интернешнл"), "Красный Восток" и SUN Interbrew.<BR>О желании формировать региональные рынки наряду с отечественными компаниями заявляют и зарубежные.<BR>Руководство турецкого холдинга Anadolu Efes, которому принадлежит "Пивоварня Москва-Эфес" (марки Efes, "Старый мельник"), в марте 2003 года подписало предварительное соглашение с владельцами уфимского пивзавода "Амстар" (марки "Сокол", Bear Beer) о покупке предприятия.<BR>Кроме того, в мае 2003 года турки планируют запустить еще одно пивоваренное предприятие в Ростове-на-Дону.<BR><BR><B>Смена приоритетов</B><BR>Увеличение налогов заставило пивоваров изменить структуру инвестирования и направить средства в развитие непрофильных отраслей. Например, компания "Балтика" для снижения транспортных расходов приобрела железнодорожные вагоны; для экономии на затратах, связанных с энергоресурсами, построила собственную ТЭЦ. Также рассматривает вопрос о создании собственного завода по производству алюминиевых банок.<BR>Кроме того, отечественные пивоваренные компании, являясь импортерами ячменя, зависят от конъюнктуры мирового рынка зерновых. Плохой урожай зерновых в мире в 2002 году привел к подорожанию пивоваренного ячменя. Желание не зависеть от мирового зернового рынка заставило ряд российских предприятий вложить средства в развитие собственной аграрной базы, а также в строительство солодовень (см. "ДП" №64/03, www.dp.ru). Так, Московский пиво-безалкогольный комбинат "Очаково" подбирает сельскохозяйственные предприятия, на землях которых самостоятельно планирует выращивать пивоваренный ячмень. А "Красный Восток" собирается арендовать земли с правом дальнейшего их выкупа, выделив на аренду около $50 млн.<BR>Кроме освоения сельского хозяйства Очаковский пивкомбинат собирается построить собственные солодовни в Липецкой и Белгородской областях.<BR>ПК "Балтика", уже владея (совместно с французской компанией Groupe Soufflet) солодовней в Петербурге мощностью 100 тыс. т солода в год, планирует построить еще одну в Тульской области. Собственные мощности в 70 тыс. т солода есть у "Красного Востока", солодовня в 50 тыс. т имеется и у компании "Эфес".<BR>При улучшении качества ячменя, выращиваемого в России, отечественные пивовары надеются на возможность использования российского сырья.<BR><BR><B>Местное пиво</B><BR>Для удержания позиций на общероссийском рынке и усиления присутствия в регионах компании активно приступили к освоению низкоценового сегмента. Причем новые запускаемые марки носят локальный характер и направлены на занятие ключевых позиций именно на региональных рынках.<BR>В Петербурге пиво под "местными" марками в начале года выпустила "Бавария" (марка "Питерское") и "Балтика" (марка "Ленинградское"). Продукция обоих пивзаводов ориентирована на потребителя с доходом ниже среднего.<BR>В марте 2003 года пивоваренная компания "Балтика" запустила в продажу (в соответствующих названию регионах) новые марки пива: "Красноярское", "Краснодарское", "Тюменское" и "Свердловское", и начала их рекламную поддержку.<BR>По мнению региональных игроков, такая политика со стороны "Балтики" может привести к разжиганию ценовой войны между пивоварами в разных уголках страны.<BR>Новую марку пива "Я король" в апреле собирается вывести через дочернюю структуру (ЗАО "Пивной король") Комбинат им. Степана Разина.<BR><BR><BR><BR><B>Рынок пива в 2003 году</B><BR>Пиковый рост пивоваренной отрасли зафиксирован в 1999 году, когда объем производства вырос на 31% относительно 1998 года. С того времени развитие рынка из года в год замедлялось. Если в 2000 году рынок прирос на 22,7%, в 2001-м -- на 14,5%, то 2002 год закончился 9%-ным ростом отрасли.<BR>Несмотря на запуск новых мощностей в 2003 году, производство пива увеличится незначительно. Прогнозируемая Союзом российских пивоваров динамика развития отрасли в 2003 году не превысит 7%.