00:0024 апреля 200300:00
16просмотров
00:0024 апреля 2003
Городской пейзаж должен быть по-хорошему разнообразным, уверены архитекторы, дизайнеры и ученые, которые рассматривают окружающую видимую среду как экологический фактор.
<BR><BR>Городской пейзаж должен быть по-хорошему разнообразным, уверены архитекторы, дизайнеры и ученые, которые рассматривают окружающую видимую среду как экологический фактор.<BR><BR>По последним данным российских психиатров около 70% всех психических заболеваний составляют недуги, вызванные так называемым "синдромом мегаполиса", который развивается в том числе и благодаря неблагоприятной визуальной среде обитания.<BR>Греческий архитектор Крис Дакшадис однажды заметил: "Серьезной ошибкой является забвение той простой истины, что город должен создаваться для человека. О самой раковине заботятся больше, чем о живущем в ней организме. И кончится все это тем, что раковина задушит моллюска".<BR>Если внимательно осмотреться вокруг, можно констатировать, что преобладающим в городском окружении является серый цвет (за исключением, может быть, исторического центра Петербурга). В городском пейзаже преобладают прямые линии и углы, большие плоскости с огромным количеством однообразных серых элементов.<BR>Вся эта картина резко отличается от естественной, к которой человек как биологический вид привыкал в течение веков. В этом и кроется корень проблемы. На природе человек чувствует себя значительно спокойнее и уравновешеннее, чем в городе. В то же время сельский житель, попадая в круговорот мегаполиса, ощущает себя не в своей тарелке.<BR><BR><B>Агрессивная среда</B><BR>В городе человек зачастую находится под влиянием гомогенных и агрессивных полей. К первым относятся голые стены, стеклянные витражи, плоские крыши зданий; ко вторым -- поверхности с одинаковыми, равномерно расположенными элементами, от которых рябит в глазах.<BR>Это плоские фасады домов с одинаковыми окнами, большие поверхности, облицованные прямоугольными или квадратными плитками, и т.п.<BR>Большинство людей считает, что это действительно некрасиво, неприглядно, но не более того. Новое научное направление -- видеоэкология -- рассматривает окружающую видимую среду как экологический фактор. По мнению Василия Филина, директора Московского Центра "Видеоэкология", члена высшего экологического совета при Государственной думе, монотонность однообразных плоскостей может серьезно воздействовать на наш организм, вызывать нервные и психические расстройства.<BR>Когда в поле зрения попадает гладкая поверхность, глазу "не за что зацепиться". В результате в мозг поступает недостаточное количество информации. А это непременно вызывает неприятные ощущения, даже дискомфорт. "Зрительное голодание" часто проявляется у летчиков, машинистов электропоездов, шахтеров, то есть тех, кто по роду профессии вынужден заниматься монотонной работой в замкнутой среде.<BR>Наглядно проиллюстрировать вышесказанное поможет следующий пример. Даже при одинаковой загрязненности природной среды, как, например, в районе Александро-Невской Лавры, человек чувствует себя значительно лучше на территории старого монастыря, чем рядом c находящимися здесь же, на набережной Обводного канала, унылыми заводскими сооружениями.<BR><BR><B>Интерьерный комфорт</B><BR>Мало того, что некоторые архитектурные формы не вызывают положительных ощущений, так еще и в интерьере квартиры присутствуют дополнительные зрительные раздражители.<BR>Современные дизайнеры зачастую увлекаются строгостью и простотой форм с отсутствием декора; от некоторых интерьеров так и веет холодом. А для создания комфортной обстановки нужно совсем немного: не применять обои с неудачно подобранными рисунками. B частности -- "под кирпич", в клеточку, в горошек, с сугубо геометрическими рисунками.<BR>Опыт создания комфортной среды в помещениях накоплен большой. Например, в старинных дворцах и сегодня человек чувствует себя прекрасно. Благоприятной для глаз является сложная форма мебели с богатой отделкой.<BR>Создать благоприятную визуальную среду очень важно и в интимной сфере. "Такие, на первый взгляд, не очень важные детали, как клетчатые простыни, нижнее белье ярких пестрых цветов или геометрический рисунок в спальне, могут внести существенный диссонанс в отношения между партнерами. Нужно категорически отказываться от подобных рисунков. Ложась в постель, супруги не получают ожидаемого наслаждения и ищут причину в чем угодно, но только не в среде, которая их окружает", -- уверяет Василий Филин.<BR>По словам Василия Филина, в формировании благоприятной визуальной городской среды неоценимую помощь может оказать новое направление -- архитектурная бионика. "Во многих городах уже можно встретить здания, сходные по форме с причудливыми раковинами моллюсков, украшенные куполами, башенками. Мотивы живой природы повсюду встречаются в лучших архитектурных произведениях", -- говорит Василий Филин.<BR><BR><B>Московский опыт</B><BR>В столице еще в 1994 году был создан Общественный экспертный совет по видеоэкологии города Москвы. Этот совет работает в рамках экспертно-аналитического совета при Городской думе. Основная задача его заключается в улучшении визуальной среды города Москвы. Совет принимает участие в экспертизе новых проектов зданий, сооружений, рекламы, витрин на предмет соответствия требованиям видеоэкологии. В Петербурге о подобном говорить пока не приходится.<BR>Если рассматривать петербургскую архитектуру последнего десятилетия, то с точки зрения видеоэкологии в ней стали заметны перемены в лучшую сторону. Комфортная визуальная среда -- ключ к решению многих проблем. Она может наполнить содержанием мир и "притянуть" человека к жизни. "Красота спасет мир, -- писал Достоевский. -- Если в народе сохраняется идеал красоты и потребность ее, значит есть и потребность здоровья, нормы, а, следовательно, тем самым гарантировано и высшее развитие этого народа".<BR>Недавние исследования психологов, изучавших уровень развития детей центральных и новых районов Москвы, показали, что дети из новых районов в целом отстают от своих сверстников из центра. Основной причиной такого феномена ученые называют убогую архитектуру окраин.