Грохот КАДа отразят экраны

Больше половины населения Петербурга проживает в районах, где уровень шумового фона превышает установленную норму. В связи со строительством Кольцевой автомобильной дороги (КАД) проблемы защиты от шума приобретают еще большую актуальность.

<BR><BR>Больше половины населения Петербурга проживает в районах, где уровень шумового фона превышает установленную норму. В связи со строительством Кольцевой автомобильной дороги (КАД) проблемы защиты от шума приобретают еще большую актуальность.<BR><BR>В России приняты следующие допустимые уровни шума: 45дБ в ночное время и 55дБ -- в дневное. Шумовой режим города прежде всего связан с проблемой развития и организации наземного транспорта. При высокой интенсивности движения на перегруженных автомагистралях уровень шума достигает 80-85 дБ, а на территории ближайшей жилой застройки -- 70-75 дБ. Средний акустический шум Лиговского и Московского проспектов, например, составляет 78-83 дБ. Тем, кто живет невдалеке от железнодорожной ветки, "повезло" вдвойне. Железнодорожные поезда создают шум интенсивностью до 100 дБ.<BR><BR><B>Шумовой синдром</B><BR>Исследования, проведенные российскими врачами, выявили специфическую особенность шума. Его длительное воздействие постепенно разрушает организм человека. Некоторые исследователи склонны называть это явление шумовым синдромом.<BR>Особенно шум действует на нервную и сердечно-сосудистые системы, низкие частоты подкашивают пищеварительную систему. Нарушение сна, головная боль, повышенная раздражительность и утомляемость -- основные следствия акустической атаки. Регулярное воздействие шумов сулит язву желудка, гастрит, нарушения в иммунной системе.<BR>Уровни шума в жилой застройке от автомобильного транспорта увеличиваются в среднем на 1 дБ в год. Снижение уровней звука отдельных автомобилей стало компенсировать увеличение шума за счет роста количества автомобилей в транспортных потоках на улицах и дорогах.<BR>"Как показывает и зарубежный опыт, основное направление снижения шума в жилой застройке состоит в применении локальных средств защиты от шума. К ним относятся шумозащитные сооружения типа акустических экранов, -- считает проректор Московского автодорожного института (МАДИ) Павел Поспелов. -- Однако применение этого метода, к сожалению, возможно далеко не повсеместно. Уменьшить шум в центральной части города можно только за счет рационального проектирования сети магистральных скоростных дорог, распределителей на кольцевой сети, использования подземного пространства, улучшения звукоизоляции окон.<BR>Конечно, об использовании каких-либо специальных шумозащитных сооружений на сложившейся сети улиц и дорог с развитой инфраструктурой в пределах поперечного профиля в этих районах не может быть и речи".<BR><BR>Красота --<BR><B>страшная сила</B><BR>В мире накоплен достаточный опыт проектирования шумозащитных экранов и сформулированы требования, которым они должны удовлетворять как со стороны служб, эксплуатирующих автомобильные дороги, так и участников движения. Обеспечивая акустический комфорт, сооружение не должно мешать безопасному движению автотранспорта с высокими скоростями. Существует целый перечень дополнительных требований, которые предъявляют участники движения и жители прилегающей территории к экранам на конкретной автомобильной дороге.<BR>Эти сооружения должны обеспечивать высокий уровень безопасности движения, способствовать отводу воды с проезжей части, очистке от снега, предотвращению затемнения проезжей части, возможности образования гололеда, отражению света фар от поверхности экрана и ослепления водителей встречных автомобилей. Шумозащитные экраны должны вписываться в окружающий ландшафт, обеспечивать высокие архитектурные качества на весь срок эксплуатации и способствовать устойчивости сооружений, расположенных на земляном полотне или прилегающей полосе отвода.<BR><BR><B>Без шума и пыли</B><BR>В России опыт строительства шумозащитных сооружений насчитывает уже 7 лет. Наиболее комплексное решение вопросов обеспечения акустического комфорта в жилой застройке было выполнено при эксплуатации МКАД в Москве, затем последовали третье транспортное кольцо в Москве, строительство дороги "Дон", реконструкция Киевского шоссе, строительство Кольцевой автомобильной дороги вокруг Петербурга.<BR>"При строительстве КАД вокруг Петербурга используются высокоэффективные экраны, которые разработаны БГТУ "Военмех", -- уверен председатель научно-технической комиссии по экологической безопасности КАД Николай Иванов. -- В настоящее время установлено два металлических экрана в районе станции Горская. Стоимость одного экрана составила порядка $180 тыс. Его длина -- 900 метров, а высота -- 4 метра. Всего на КАД будет установлено более 20 шумозащитных экранов.<BR>В начале 2004 года будет проведен тендер на право производства экранов, и в том же году большинство из них будет установлено. В основном они будут размещены в районах Троицкое Поле и Ржевка. В Петербурге разработаны надежные методы проектирования и сооружения экранов с учетом опыта МКАД. Экраны дадут чрезвычайно высокий эффект. В районах прохождения КАД вблизи жилой застройки превышений предельно допустимых значений по шуму не будет".<BR><BR><B>Тишь да гладь</B><BR>По мнению Павла Поспелова, положительный опыт защиты от шума на автомобильных дорогах привел к некоторой моде не только на строительство шумозащитных экранов, но и на применяемые материалы. "Часто стали применять довольно дорогие экраны с поглощающими панелями даже там, где их применение не приведет к улучшению ситуации по сравнению с применяемыми шумоотражающими экранами, не учитывая, что экраны должны быть не только эффективными, но и экономичными, и долговечными.<BR>Полностью игнорируется такой тип экранов, как грунтовые валы, широко распространенный за рубежом. Этот метод, конечно, имеет ряд недостатков, но и преимущества его очевидны", -- утверждает Павел Поспелов.<BR><BR><BR>Шумозащита -- неотъемлемая часть любого высокотехнологичного проекта. Аэропорты и скоростные трассы мегаполисов оснащаются шумозащитным оборудованием в обязательном порядке. В мире построено около 80 тысяч км специальных экранов. В Европе на борьбу с шумом ежегодно тратится 38 млрд евро.