00:0007 апреля 200300:00
21просмотров
00:0007 апреля 2003
В ответ на тезис о катастрофической нехватке в России менеджеров широкого профиля рынок образования подготовил и продолжает готовить огромное количество дипломированных специалистов, которым все равно, в какой сфере работать.
<BR><BR>В ответ на тезис о катастрофической нехватке в России менеджеров широкого профиля рынок образования подготовил и продолжает готовить огромное количество дипломированных специалистов, которым все равно, в какой сфере работать.<BR><BR>По аналогии с направлением моды "унисекс", для которого безразлично, мужчина или женщина будет носить изготовленную одежду, современный выпускник, получивший специальность "общий менеджмент", универсален. Своего рода "униспец", готовый с одинаковым усердием продавать алкоголь, строительно-отделочные материалы, женское белье, управлять производством хлебобулочных или табачных изделий, продвигать телекоммуникационное или программное оборудование. Разнообразие профессиональных альтернатив тоже велико, есть возможность заниматься маркетингом, продажами, финансовым учетом, управлением качеством, производством, персоналом и т.д.<BR>Как работодатель смотрит на проблему универсальности вновь приходящего на предприятие менеджера? Отражается ли потенциальная "всеядность" униспеца при отборе на вакантное место?<BR><BR><B>Ключевые факторы</B><BR>Сами выпускники факультетов, которые готовят менеджеров широкого профиля, проблемы в этом не видят. Большинству, в принципе, все равно, где они будут проходить преддипломную практику, а затем, возможно, и работать. Важны имидж компании, возможность карьерного роста и зарплата.<BR>Некоторые опрошенные студенты просто не понимали, о чем идет речь. Другие соглашались, что их можно считать универсальными специалистами, но не находили в этом ничего негативного. При желании овладеть специальными навыками можно за короткое время.<BR>Виктор Ружин, студент 4-го курса ИМИСП, согласен, что альтернатив очень много, и от этого выбор становится сложным и ответственным. "Делая выбор, я исхожу из собственных профессиональных устремлений и личных предпочтений, а также анализа ключевых факторов, характеризующих будущее место работы: перспектива карьерного роста, доход, важность моей позиции, сфера деятельности фирмы, психологический климат в рабочем коллективе.<BR>Профессиональные сферы, в которых я себя вижу, не ограничивают меня в выборе отрасли, они подразумевают некоторую универсальность, а знания о продукте или о технологии его производства часто можно получить за сравнительно короткий срок и довольно быстро начать полноценно работать. Хотя существуют очень специфические отрасли, работать в которых нельзя, не имея серьезной базы специальных знаний, например медицина, авиапромышленность, биотехнологии", -- сомневается Виктор Ружин.<BR>Евгения Дрибинская, студентка 4-го курса ИМИСП, немного сожалеет, что, "несмотря на весь объем знаний, который я получила на данный момент в ИМИСП, и несмотря на то что качество образования здесь довольно высокое, я упустила возможность получить специализацию в какой-либо из отраслей менеджмента к моменту получения диплома. Специальность "общий менеджмент", которую я получу по окончании вуза, вроде бы дает мне возможность сделать свою карьеру на любом поле: финансы, маркетинг и т.д. Но в то же время ощущается нехватка углубленного изучения дисциплин в какой-то из альтернативных областей. Мне, как человеку, казалось бы, одинаково уверенно чувствующему себя в любой области, сейчас очень трудно решить, где и кем работать. Задача в том, чтобы сделать правильный выбор, а значит, не потерять время на собственное развитие в верном направлении. Имея тот багаж знаний, который дал мне ИМИСП, я без особых проблем могу в скором времени стать менеджером по продажам или маркетингу. Такие альтернативы, как финансовый менеджмент и управление производством, на мой взгляд, требуют более специализированного образования, хотя никак не исключают необходимости изучения дисциплин "общего менеджмента", -- уверена Евгения Дрибинская.<BR><BR><B>Обрасти мясом</B><BR>Рекрутеры и работодатели спокойно воспринимают сложившуюся ситуацию. При выборе того или иного специалиста на топовые позиции предпочтение отдаются опыту предыдущей работы, а не записи в дипломе. Елена Добромыслова , генеральный директор ЗАО "БизнесЛинк Персонал", считает, что унификация -- нормальное явление. "Многие вузы готовят управленцев широкого профиля. Неважно, что пока у них нет опыта, но они обладают некоторыми знаниями, понимают принципы управления, знают основы управления персоналом, движения финансовых потоков.<BR>При приеме на работу топ-менеджера на образование, конечно, обращают внимание, но в последнюю очередь, более важен опыт работы. Без него на топа просто не возьмут. Специализацию по менеджменту можно получить, когда уже есть управленческий опыт.<BR>При отборе соискателей на технические позиции на производство предпочтительно специальное техническое образование", -- рассказывает Елена Добромыслова.<BR>Олег Петров, директор по развитию АООТ "Ленинградский металлический завод", согласен с тем, что хорошего менеджера определяет прежде всего опыт. "Кроме теоретических знаний нужны практические навыки, без этого не получается ни на производстве, ни в торговле, ни в банке. На нашем предприятии кадровый резерв планируется заранее. Мы натаскиваем студентов, начиная с третьего курса, активно берем студентов и на дипломную и на курсовую практику. Будущему менеджеру надо обрасти мясом, даже если он знает теорию управления проектами, в реальном бизнесе нужно управлять людьми. А тут одной теории недостаточно.<BR>Вуз закладывает многое, фундаментальные базовые знания по менеджменту дает настоящая школа уровня Финансово-экономического университета, Политехнического. Молодой специалист, приходящий к нам на ЛМЗ и проявивший себя в личностных качествах, должен изучить производство в деталях, чтобы ориентироваться в целом.<BR>Универсальные специалисты были и раньше -- инженеры широкого профиля, но они не становились управленцами сразу. И прежде была система ротации на всех уровнях, человек набирался опыта, прежде чем стать менеджером. Ни один руководитель не назначит на передний край управления производством не имеющего опыта выпускника.<BR>Что же касается большого количества дипломированных менеджеров, то не вижу в этом большой проблемы: стране необходимы управленцы-профессионалы, и рынок образования как умеет отвечает на запрос. Остальное -- в руках самих выпускников", -- говорит Олег Петров.<BR><BR><B>Умей сделать</B><BR>Евгений Креславский, директор Института "Новые возможности", полагает, что противоречие в сложившейся ситуации все же есть. "Главное противоречие в разнице корпоративных культур предприятия и работника. Каждый новый сотрудник привносит с собой определенные коррективы в сложившуюся ситуацию. И очень важно, что ожидают от пришедшего менеджера: поддержания достигнутых результатов, прорыва в новые достижения или вывода компании из провала.<BR>Главная беда большинства новых менеджеров в том, что они мыслят несистемно. Этот несистемный подход, если пришедший менеджер достаточно силен, инициирует конфликт культур. Получивший приличное образование новичок привносит западные принципы и стандарты, несовместимые с существующими, что может привести даже к разрушению компании.<BR>Кроме того, даже получившие отличное образование студенты мыслят линейно. Они получили сумму знаний, но не представляют видения других людей, не владеют разными подходами и концепциями. Это сужает возможность применения знаний в конкретной ситуации.<BR>Все же российская школа по-прежнему настаивает: ты должен это знать, в отличие от американской, которая напоминает: ты должен уметь это сделать", -- улыбается Евгений Креславский.