"Русский ковчег" вернулся после кругосветки

Премьера "Русского ковчега" в Петербурге состоится за день до Дня космонтавтики, которая некогда считалась такой же фантастикой, как съемка полнометражного фильма без монтажа.

<BR><BR>Премьера "Русского ковчега" в Петербурге состоится за день до Дня космонтавтики, которая некогда считалась такой же фантастикой, как съемка полнометражного фильма без монтажа.<BR><BR>В России этот фильм мало кто видел, но очень многие о нем говорят. Говорит даже простая статистка: был задуман с точностью воплощения 8 лет назад, снят за полтора часа. 2000 актеров, 33 зала Эрмитажа. Восемь обмороков, чуть менее $4,5 млн бюджет. Только в США прокат принес $1,4 млн, при том что шел фильм только на русском языке. По кинозначительности его сравнивают с "Властелином колец", по месту действия -- с рекламным роликом Эрмитажа, по технике -- с "визитной карточкой русского кинопроизводства". По паспорту -- с национальной идеей.<BR><BR>Царь, царевич,<BR>король, королевич...<BR>Все остальные окольные стороны фильма также окутаны разного рода мистическими аллюзиями. Например, лондонская премьера фильма состоялась едва ли не час в час с началом войны в Ираке. И, по словам, генерального продюсера фильма Андрея Дерябина, директора студии "Эрмитажный мост", это странное совпадение обеспокоило Сокурова. И понятно почему, если вспомнить первопричину появления библейского ковчега, на которую наслаиваются прогноз погоды Достоевского для известного места в известный час. Но, если отбросить эзотерические домыслы, война, в свою очередь, по словам Дерябина, повлияет на почти полное отсутствие рекламы фильма. Единственное, что планирует администрация проекта, это аллегорические информационные поводы. Один из них состоялся недавно в Эрмитаже -- для того чтобы погрузить гостей в атмосферу фильма. Сам режиссер, к сожалению, остался за кадром: из-за болезни он не смог прибыть в Петербург, поэтому на вечере не хватало чего-то явно.<BR>Презентовался саундтрек -- стилизация под Шумана, созданная Сергеем Евтушенко, собственно, как и сам фильм, почти "на одном дыхании" -- за четверо суток. Как визуальный ряд гостям предложили рекламный ролик о "Русском ковчеге", рассчитанный на западную аудиторию. Несмотря на то что сам ролик почему-то не был снят единым куском и представлял собой образец обычной качественной рекламы, за "неимением" фильма приглашенные аплодировали и ему.<BR>По Павильонному залу, где стоят часы с замершим временем, сомнамбулично скользили костюмированные актеры, микрофон доносил лишь рассеянный шелест слов Пиотровского и других "обитателей" "Ковчега". Происходящее действительно напоминало сон, с которым Сергей Евтушенко, директор оркестра Государственного Эрмитажа, сравнил свои мечты о кино. Гостям также предложили поучаствовать в "киноверсии" -- организованно пройтись по предусмотренной одной из сцен лестнице. На фуршет.<BR>Ко Дню города в Эрмитаже произойдет вторая после фильма грандиозная мистерия руки Сокурова: подробности покамест держатся в тайне, и, по предварительным данным, действо пройдет с участием большого количества актеров и не без магических "спецэффектов". Будет дан бал, джазовая вечеринка и многое другое.<BR><BR><B>Средство переселения душ</B><BR>В Петербурге будет представлена "самая" эталонная копия фильма -- она была завершена 10 февраля. Предыдущие показы фильма, начиная с каннской, по свето- и цветокорректировке не устраивали ни Сокурова, ни продюсера. "В Каннах был самый плохой показ "Русского ковчега", -- уточняет Андрей Дерябин.<BR>"Уникальность проекта связана с тем, что для работы на каждом локальном рынке была выбрана своя схема, -- рассказывает он деловую часть фильма. -- Мы первые среди западных и российских студий стали работать на каждом рынке с конкретным дистрибьютором, не оставляя все это одному крупному агенту. Я не хотел отпускать фильм. На каждой премьере был или продюсер, или режиссер, много интервью. И это оправдалось. В отличие от других российских фильмов, эмигрантов на просмотрах было не более 15%. Нигде не было массированной рекламы, все продвигалось от "человека к человеку".<BR>По мнению Андрея Дерябина, сложность состоит не в том, чтобы снять фильм (по его мнению, "это могут многие"), а чтобы найти в себе силы донести его до зрителя. "Но я верил и сейчас считаю, что, если вложить усилие и часть души в продвижение фильма, будет результат. Поймите, что на мировом рынке мы никому не нужны. Там и без нас все в порядке!" Чтобы закрепить впечатление от фильма, продюсер помимо DVD, аудио и календарей, связанных с проектом, намеревается выпустить серию кукол с персонажами "Русского ковчега" для России и Европы.<BR><BR>Национальная идея-300<BR>"Я собираю все публикации о проекте, и, по моему скромному убеждению, "Русский ковчег" для популяризации России сделал в несколько раз больше, чем работа всех комитетов, завязанных на 300-летие", -- считает Андрей, вспоминая о том, что, когда он все-таки планировал рекламную кампанию и обращался к администрации Петербурга с просьбой о скидках, "та" парировала, что фильм не входит в программу 300-летия. "В то же время на наших мировых премьерах мы везде анонсировали праздник", -- сетует он.<BR>Объясняет он популярность "Русского ковчега" "реальной информацией", на которую не способны комитеты, СМИ и рекламы. "Это прямая связь со зрителем, магический шаг к нему. Главное достижение Сокурова -- это правда, в фильме отсутствует монтаж, который, по сути, лжив. Эта идея могла прийти в голову только Сокурову. -- считает он. -- Я работал более 15 лет продюсером ABC и потому знаю, как сложно найти в России позитив, который был бы востребован на западном рынке". Иллюстрируя эту идею, продюсер провел опасную аналогию. "В декабрьском номере журнала TIME слово "Россия" упоминали 4 раза. Один из них был связан с Президентом Путиным, а три -- с "Русским ковчегом!".<BR>Впрочем, Андрей Дерябин не уверен, что в России фильм будет принят так же хорошо: "Мы говорим много жестких вещей и о России, и о властях. А, как показывает опыт, в России такие разговоры многих не устраивают".<BR>Собственно, даже выбрать кинотеатр для премьеры в Петербурге было непросто. "В ответ на предложение мне говорили, например: "У нас в это время будет фильм с Бредом Питом". -- "А какой фильм?" -- "Да какая разница..."<BR>Продюсер рассчитывал на большее и от бизнес-сообщества. "После многочисленных обращений в крупные российские компании в письменном виде ответил только "Газпром". Он сослался на внутренние сложности, которые не позволят поддержать общенациональный прокат". В общем, по его мнению, фильм является серьезной проверкой состоятельности многих структур. Ковчег -- он и есть ковчег.<BR>