Проблемы регистрации предприятий не уменьшились

Игорь Стринадко, юрисконсульт ООО "Агентство Правового Консалтинга"

<BR><BR>Игорь Стринадко, юрисконсульт ООО "Агентство Правового Консалтинга"<BR>Вступление в силу с 1 июля 2002 г. Закона "О государственной регистрации юридических лиц" (далее -- Закон) ознаменовалось введением новой системы регистрации организаций, которая была призвана упростить систему регистрации предприятий и сделать жизнь предпринимателя легче.<BR><BR>Одними из основных идей новой системы явились заявительный принцип регистрации предприятий и принцип "одного окна", что в идеале должно было устранить бюрократические барьеры и как можно более ускорить процедуру регистрации фирм.<BR>Заявительный принцип подразумевает лишение регистрирующего органа полномочий на проверку соответствия представленных на государственную регистрацию документов действующему законодательству. Это, по замыслу законодателя, должно пресечь возможность неправомерного отказа в государственной регистрации юридических лиц по мотивам несоответствия представленных документов требованиям закона.<BR>Принцип "двух окон" предполагает возможность единовременной государственной регистрации юридического лица и его постановки на налоговый учет. В исполнение принципа "двух окон" Министерством РФ по налогам и сборам был издан Приказ МНС РФ от 9 августа 2002 г. №БГ-3-09/426 (далее -- Приказ).<BR>В соответствии с п. 2. Приказа "одновременно с заявлением о государственной регистрации юридического лица и комплектом документов, представленным при государственной регистрации юридического лица, в соответствии со статьей 12 Закона подается заявление о постановке на учет в налоговом органе юридического лица, образованного в соответствии с законодательством Российской Федерации, по месту нахождения на территории Российской Федерации".<BR>На основании перечисленных документов осуществляется постановка юридического лица на учет в налоговом органе по месту его нахождения, и выдается (направляется) ему Свидетельство о постановке на учет в налоговом органе в течение 5 дней со дня государственной регистрации юридического лица.<BR>При этом свидетельство о постановке на учет в налоговом органе может быть выдано (направлено) налогоплательщику-организации и одновременно со Свидетельством о государственной регистрации юридического лица (не позднее 1 рабочего дня с момента государственной регистрации), что предусмотрено п. 1.3. "Порядка постановки на учет в налоговом органе созданных или вновь возникших при реорганизации юридических лиц, прошедших государственную регистрацию", утвержденного Приказом.<BR><BR><B>На практике</B><BR>На практике попытки реализации принципа "одного окна" путем исполнения Приказа предприняты не во многих налоговых инспекциях города. Например, в Центральной, Василеостровской, Петродворцовой налоговых данная процедура предусмотрена, а в Московской, Приморской -- нет. При этом форма реализации принципа "одного окна" значительно отличается от механизма, предусмотренного Приказом.<BR>Так, до получения свидетельства о постановке на налоговый учет организация должна дополнительно представить в налоговую ряд документов (справка и приказ на руководителя и директора, договор аренды помещения фирмы по месту ее нахождения и др.).<BR>В некоторых налоговых на подачу документов выстраиваются огромные очереди.<BR>Решить данную проблему можно путем направления дел на регистрацию почтовым отправлением, что допускается в соответствии с п. 1 ст. 9 Закона.<BR>На постановку на налоговый учет документы могут быть также направлены по почте, закон не обязывает налогоплательщика физически являться в налоговый орган для выполнения данной обязанности. На это, в частности, указано в Постановлении федерального арбитражного суда Московского округа от 22 января 2002 г. №КА-А40/8191-01.<BR>В Законе отсутствуют предписания выдавать вместе со свидетельствами о государственной регистрации юридического лица оригиналы учредительных документов с пометкой регистрирующего органа об их регистрации.<BR>В результате организации могут получить лишь копии своих учредительных документов. При этом они несут дополнительные финансовые и временные затраты, поскольку в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 19 июня 2002 г. №438 "О Едином государственном реестре юридических лиц" (далее -- Постановление) копии выдаются за плату, размер которой зависит от сроков изготовления копий.<BR>Также Законом не определен порядок исправления технических ошибок, допущенных в учредительных документах (например, неправильно указан индекс предприятия), что влечет необходимость их исправления и внесения изменений в учредительные документы.<BR>До сих пор не согласован механизм, освобождающий организации при их государственной регистрации от необходимости самостоятельного получения статистических кодов.