Петербургский "Техномарин" замаячит на Сахалине

Новую модель радиомаяка получат газовики и нефтяники

<BR><BR><B>Новую модель радиомаяка получат газовики и нефтяники</B><BR>ЗАО "Техномарин", петербургский производитель радионавигационного оборудования, запустило в производство новую модель радиомаяка. Радиомаяк предназначен для использования на плавучих морских объектах и буровых платформах.<BR><BR>Инвестиции в разработку и изготовление первого образца составили около 1,5 млн рублей. Готовится партия маяков для оснащения объектов инфраструктуры проектов "Сахалин-1" и "Сахалин-2", в рамках которых разрабатывается подготовка добычи нефти и газа на шельфе острова Сахалин.<BR>Новый радиомаяк может быть использован для работы только на плавающем объекте и подачи сигналов для вертолетов. Модель разработана по заказу Департамента морского транспорта Минтранса РФ. Как рассказал "ДП" генеральный директор ЗАО "Техномарин" Сергей Детиненко, заказчик выделил из государственных средств 650 тысяч рублей на разработку документации и создание макета радиомаяка. Первый действующий образец собран на деньги предприятия и обошелся дополнительно в 800 тысяч рублей. Производство радиомаяков осуществляется под заказ; изготовление каждого требует 3-4 месяца. В целом выпускная способность предприятия составляет 200 радиомаяков в год. Первый радиомаяк изготовлен для ООО "ЛУКОЙЛ-Калининградморнефть".<BR><BR><B>ISO поддал градусов</B><BR>"Появление нового радиомаяка тесно связано с реорганизацией производства в соответствии с требованиями международного сертификата ISO 9001, -- заявил "ДП" генеральный директор ЗАО "Техномарин" Сергей Детиненко, -- для этого были проведены капитальный ремонт заводских помещений, обновление технической базы предприятия, аттестация оборудования. В частности, закуплено оборудование для программирования и отладки новых изделий, построена камера теплового технологического прогона, где изделия тестируются при температуре 40-50 шС".<BR><BR>В режиме GPS<BR>В настоящее время большинство радиомаяков конструируется с расчетом на работу в дифференциальном режиме GPS (Global Position System -- глобальная спутниковая система навигации). Таких действующих систем навигации в мире две: ГЛОНАСС (Россия) и более развитая NAVSTAR (США). Каждая из них включает группу низкоорбитальных навигационных спутников, наземные средства слежения и передачи информации (в том числе радиомаяки), а также различные виды приемников. Выпуск таких приемников активно развивают американские, российские, европейские и японские фирмы.<BR><BR><B>Без Америки</B><BR><B>и России ни шагу</B><BR>Использование системы GPS позволяет рассчитать координаты объекта с точностью до нескольких метров. Однако возможность получения информации полностью контролируется собственниками спутников, то есть США и Россией. NAVSTAR и ГЛОНАСС вполне независимы друг от друга, однако государства, не обладающие подобными навигационными спутниковыми системами, в случае отключения потеряют доступ к соответствующей информации.<BR>NAVSTAR, или NAVigation Satellite providing Time And Range, -- навигационная спутниковая система, обеспечивающая измерение времени и местоположения. Принадлежит департаменту обороны США и включает в себя 24 спутника. Первоначально назначением системы была высокоточная навигация военных объектов. С 1983 года система открыта для использования в гражданских целях, в 1991 году были сняты ограничения на продажу GPS-оборудования в страны бывшего СССР. Спутники размещаются на шести орбитах, по четыре на каждой. Также в систему спутников NAVSTAR включены три запасных аппарата. Центр управления непрерывно получает данные о состоянии космических аппаратов, синхронизирует работу системы. Контрольные станции на Земле следят за положением спутников на орбите.<BR>В России действует аналогичная система спутниковой навигации ГЛОНАСС, или ГЛОбальная НАвигационная Спутниковая Система, принцип работы которой во многом подобен NAVSTAR. Однако в состав орбитальной группировки ГЛОНАСС входит сейчас всего 12 спутников.<BR><B>Справка</B><BR>ЗАО "Техномарин" создано в 1993 году на базе Балтийского центрального проектно-конструкторского бюро с экспериментальным производством. Сферы деятельности: радионавигационная техника, разработка программных продуктов, инженерное обеспечение технической эксплуатации и ремонта судовых корпусных конструкций, судовых механизмов и систем и пр. Вся продукция разрабатывается и производится под надзором Российского морского регистра судоходства и Межгосударственного авиационного комитета. Около 30% всех изделий приходится на госзаказ (Министерство транспорта, предприятия гражданской авиации, Министерство обороны), 70% -- коммерческие заказы. В Петербурге авиационные средства навигации выпускает также ОАО "РИМР" -- "Российский институт мощного радиостроения". Другие конкурирующие предприятия территориально удалены от Петербурга: ЧРЗ "Полет" и ЗАО "НИИИТ-РТС" (Челябинск), ГУП "ОмПО "Иртыш" (Омск) и др.<BR><BR><BR>Радиомаяк -- навигационное средство (передающая радиостанция), установленное в определенной географической точке и излучающее радиосигналы. Принимая сигналы радиомаяка на борту корабля (самолета), экипаж определяет направление на маяк (его пеленг).