Петербургская торговля банкует по-мелкому

Партнерские отношения между банками и предприятиями торговли расширяются за счет продвижения банковских продуктов непосредственно на территории магазинов.

<BR><BR>Партнерские отношения между банками и предприятиями торговли расширяются за счет продвижения банковских продуктов непосредственно на территории магазинов.<BR><BR>Взаимовыгодное сотрудничество преумножает выручку у розничных предприятий и увеличивает обороты по пластиковым картам самих банков.<BR>По словам начальника отдела связей с общественностью ОАО "Промышленно-строительный банк" (ПСБ) Ивана Байлюка, частота использования карт в торговых предприятиях увеличивается с каждым годом. Если в 2001 году частота использования карт в торговых предприятиях увеличилась в 2 раза по сравнению с 2000 годом, то в 2002 году произошло увеличение в 2,5 раза. Соответственно, растет доля оборота в торговых предприятиях к общему объему операций по картам. Доля торгового оборота в общем объеме оборота с пластиковыми картами у крупнейших участников рынка составляет 6-10%.<BR><BR><B>Покупатели видят банки</B><BR>Из опрошенных "ДП" 50 предприятий розничной торговли в 35 магазинах можно получить банковские услуги. В торговых точках заметно присутствие около 15 банков. Явных лидеров всего четыре. Банкоматы и обменные пункты именно этих банков чаще всего попадаются на глаза покупателям. Остальные банки, как правило, имеют в магазинах лишь пункты обмена валют.<BR>Из торговых мест, где можно заметить присутствие банковских обменных пунктов и банкоматов, самыми заметными оказались универсамы и сети магазинов, в том числе продовольственных. Универмаги в основном оснащены POS-терминалами.<BR><BR><B>Маркетинговый ход</B><BR>В сфере торговли и услуг пластиковые карточки рассматриваются прежде всего как инструмент маркетинга, позиционируясь как улучшение качества обслуживания. Правда, это маркетинговый инструмент второго порядка. На первом месте стоят такие показатели, как ассортимент, качество товаров и услуг, местоположение и марка розничного предприятия. Очевидно, что если персонал груб, то никакие красивые карточки репутацию торговой точки не спасут.<BR>В любом случае карточки призваны увеличивать выручку торговой организации.<BR>Что касается банковских карточек, то торговой организации совершенно не важно, за счет чего клиент оплачивает свою покупку. Это могут быть кредитные средства, его собственные деньги, наконец, допускаемый банком перерасход средств со счета. Главное, чтобы банк одобрил сделку с использованием банковской карточки как средства платежа.<BR><BR><B>Дополнительная услуга</B><BR>Еще несколько лет назад розничные предприятия не слишком приветствовали установку банковских терминалов в своем магазине, не говоря уже о продавцах, которые собирались всем коллективом для того, чтобы "прокатать" карточку. Сегодня ситуация изменилась -- розничные предприятия стали более заинтересованы в установке банкоматов и POS-терминалов как в дополнительной услуге для своих клиентов. В итоге и конкуренция на рынке банковского обслуживания розничных предприятий стала жестче, поэтому банки стараются предложить свои услуги целым пакетом: эквайринг, установка банкомата, кредитование, лизинг оборудования и так далее.<BR>"Поводом для налаживания контакта с торговой организацией может стать и совместное участие в продвижении какого-либо банковского продукта, проведение совместной рекламной акции или осуществление дисконтной программы. Мы стремимся устанавливать контакты на этапе строительства очередного торгового предприятия. Кроме того, мы следим за ситуацией на этом рынке и ведем переговоры с большинством из появляющихся на рынке предприятий", -- такова тактика взаимоотношений с торговыми точками, по словам Евгения Пена, координатора развития банковской сети Балтийского банка.<BR>В то же время даже те банки, которые на фоне других более активны на этом рынке, не делают на нем большого акцента: "Так как эквайринг банковских карт не является высокодоходным банковским продуктом, банк рассматривает его как дополнительную услугу, именно поэтому банк не предпринимает активных интервенций на этом рынке", -- объяснил директор управления пластиковых карт банка "Санкт-Петербург" Павел Филимоненок.<BR>Та же точка зрения была озвучена начальником отдела пластиковых карт БАЛТОНЭКСИМ БАНКа Натальей Битюцких: "Эквайринг не входит в число приоритетных направлений бизнеса банка. Банк не планирует в ближайшее время формирование развитой инфраструктуры для эквайринга, оставляя эту возможность для профильных компаний. Однако у банка есть свои POS-терминалы, установленные в торговых предприятиях, являющихся крупными корпоративными клиентами банка. Например, в ДЛТ их порядка 100 штук".<BR><BR><B>Взаимодействие</B><BR>Вопрос о том, как выстраиваются взаимоотношения с банками по установке того или иного оборудования на территории магазина, был задан и представителям розничной торговли. Их ответы были немногословны. Чаще всего они говорили: "Правды вам никто не скажет". Однако были и ответы по сути: "Розничное предприятие работает с тем банком или банками, в которых оно обслуживается как клиент, или, например, если банк выдает крупный кредит, например на строительство новой торговой точки". Такое взаимодействие выгодно обеим сторонам, так как банк продвигает услуги и продукты на установленном им оборудовании. При этом большинство представителей розницы подчеркнули выгодность работы сразу с несколькими банками, аргументируя свой выбор страховкой от возможных финансовых проблем одного из них.<BR>Банки, в свою очередь, учитывают такие факторы, как удачное месторасположение торговой точки, популярность магазина среди клиентов банка. Один из самых важных моментов -- это, конечно, потенциальные обороты по пластиковым картам.<BR>"В сфере развития банковской сети банк целенаправленно работает с продовольственными магазинами, универсамами и гипермаркетами, так как они обеспечивают большую проходимость покупателей, а следовательно, большое количество операций с пластиковыми картами", -- говорит Евгений Пен.<BR><BR><B>Банкоматные тонкости</B><BR>Очевидно, что обладателю пластиковой карты банка удобно иметь на территории магазина банкомат для снятия наличности. Заинтересованность в установке этого оборудования у банка и предприятия может быть различная.<BR>Все зависит от того, кому нужно установить банкомат. Если это в первую очередь необходимо магазину, то обычно заключается договор безвозмездной передачи 1 м2 площади и обеспечение линии передачи. Если место бойкое или, например, круглосуточно открытое, то магазин может взять за установку банкомата деньги.<BR>Торговая площадь, на которой устанавливается банкомат, принадлежит магазину. Юридически он может требовать за него деньги и, как правило, требует. Это может быть стандартная цена аренды за м2 в этом магазине. Приятельские отношения банкира с владельцем магазина могут позволить установить оборудование бесплатно, или, например, составляется фиктивный договор на аренду 1 метра за небольшие деньги.<BR><BR><BR><B>Банки, которые можно встретить</B><BR>в магазине (пункты обмена валюты, банкоматы, POS-терминалы)<BR>ЗАО "Русский торгово-промышленный банк"<BR>ОАО "Энергомашбанк"<BR>ОАО "Инкасбанк"<BR>ОАО "МДМ-Банк Санкт-Петербург"<BR>ОАО КБ "Петро-Аэро-Банк"<BR>Филиал ЗАО "НОМОС-банк"<BR>Филиал ОАО "Оргрэс-банк"<BR>ЗАО АКБ "Петербургский городской банк"<BR>ОАО "Международный банк Санкт-Петербурга" <BR>Филиал ОАО "ИМПЭКСБАНК"<BR>Филиал ОАО "Альфа-Банк"<BR><BR>Эквайринг -- деятельность кредитной организации, включающая в себя осуществление расчетов с предприятиями торговли (услуг) по операциям, совершаемым с использованием банковских карт, и осуществление операций по выдаче наличных денежных средств держателям банковских карт, не являющимся клиентами данной кредитной организации.<BR><BR>POS-терминал -- (место продаж по-английски -- Point of Sales (POS)) -- электронный терминал -- электронное программно-техническое устройство, предназначенное для совершения операций с использованием банковских карт.<BR>Это специализированные компьютерные устройства, созданные специально для работы в условиях интенсивного обслуживания покупателей в торговом зале.<BR>Современные модели таких терминалов основаны на открытых компьютерных платформах (как правило, Intel-совместимых) и совместимы с локальными вычислительными сетями и специализированным торговым оборудованием.