Безалкогольные напитки вскружили производителям алкоголя голову

Создание "облегченного бренда" позволяет привлечь новых клиентов и увеличить продажи.

<BR><BR>Создание "облегченного бренда" позволяет привлечь новых клиентов и увеличить продажи.<BR><BR>Виноделы вслед за пивоварами начинают осваивать выпуск безалкогольного вина, просчитывая технико-экономическое обоснование проекта. Опыт пивоваров может оказаться полезным и для производителей водки.<BR>Энергично осваивать производство пенистого напитка для водителей, спортсменов, беременных женщин и верующих российские пивовары начали пару лет назад. Когда расширение ассортимента за счет выпуска алкогольного напитка с новым названием, в новой таре и более высокой крепости уже не давало ожидаемого прироста продаж. А безалкогольный напиток привлекал новых потребителей. Такие же мотивы и у виноделов.<BR><BR>Водка "лайт"<BR>Мотивы заняться производством напитка с низким содержанием алкоголя появляются и у водочных компаний. Запрет на рекламу продукции заставил их заняться производством воды. Внешне этот товар похож на основную продукцию -- водку. Так под видом воды ликероводочные заводы рекламируют крепкоалкогольные бренды.<BR>Но ситуация меняется не в пользу производителей алкоголя. В феврале 2003 года Нижегородское территориальное управление Министерства по антимонопольной политике (МАП) добилось от винно-водочного завода области прекращения телерекламы одноименной минеральной воды. Основанием принять такое решение послужил опрос населения. Большинство воспринимали рекламу воды как рекламу водки. По такому же пути могут пойти власти и в других субъектах РФ. И производители алкоголя не смогут делать завуалированную рекламу. Придется искать новые способы продвижения брендов.<BR>Не исключено, что Россия станет первой страной по выпуску "безалкогольной" водки. Достаточно опустить долю этилового спирта в напитке ниже 15%, и тогда его можно рекламировать по телевидению, на радио, в прессе, а если его позиционировать как водку, тогда никакие опросы не страшны.<BR>"Водка -- напиток с определенным соотношением воды и спирта. То есть напиток, крепость которого ниже 40 градусов, нельзя называть водкой. Иначе у производителя возникнет конфликт с органами контроля качества из-за того, что его продукт не соответствует ГОСТу", -- поясняет Елена Маковиз, директор по связям с общественностью ЗАО "Холдинговая Компания "Ладога".<BR>Но это тоже не большая проблема. Маслоделы знают, как ее решить. Они поставляют на рынок смеси, состоящие из растительных и животных жиров, и называют их маслом.<BR>Достаточно указать на упаковке слово "масло" с собственным наименованием ("деревенское", "летнее" и т.д.), и эта продукция уже полностью соответствует утвержденным техническим условиям, требованиям безопасности и требованиям по маркировке ГОСТ Р-51074-97 (добросовестно указан состав и т.д.). В этом случае претензий к товару со стороны органов контроля качества не возникает. Так же могут поступить и производители водки, назвав ее, например, "Водка лайт".<BR>Первый шаг в этом направлении сделало ЗАО "Русская винно-водочная компания", выпускающее водку "Флагман". В октябре 2002 года компания рекламировала одноименный слабоалкогольный коктейль, который внешне можно легко спутать с водкой.<BR>Чтобы снова ограничить рекламу, законодателям придется вносить поправки в федеральные законы "О рекламе" и "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции". А это дело долгое, и исход его не определен.<BR><BR><B>Идея не нова</B><BR>Впервые созданием безалкогольного пива в начале 70-х годов занялись Германия, Англия, США. В то время в этих странах быстро росло количество автомобилей на дорогах, и участились аварии по вине нетрезвых водителей.<BR>В Европе безалкогольное пиво быстро нашло покупателей. Так, в Германии продается уже более 50 сортов этого напитка. В России предложение пока не так разнообразно. Но это дело времени. Количество поклонников "трезвого" напитка растет, а вслед за ним спешат производители. Те, кто раньше относился к идее безалкогольного пива скептически, теперь догоняют пионеров.<BR>Так, казанское ОАО "Красный Восток" в конце 2002 года объявило о планах начать выпуск безалкогольного пива. За освоение новой продукции компанию заставил взяться рынок. В Татарстан уже давно завозится пиво отечественных и иностранных фирм-производителей. Но пивоваренной компании не хотелось бы, чтобы они полностью заняли республиканский рынок. Поэтому казанские пивовары решили освоить новое направление.<BR><BR><B>Извлечение</B><BR>Как и пиво, безалкогольные вина уже давно выпускаются в Европе и США. Они попадают в Россию преимущественно из Калифорнии и Франции. Отечественные производители пока не делают ничего подобного.<BR>Цена освобожденного от спирта вина сопоставима с ценой элитной алкогольной продукции. Это привлекает виноделов. Ведь себестоимость российских аналогов в несколько раз ниже. Сдерживает винзаводы необходимость приобретения специальной технологии по уменьшению содержания спирта в вине. Примерная стоимость необходимого оборудования -- $200-300 тысяч производительностью 6-9 тысяч бутылок/сутки.<BR>Начальные этапы производства безалкогольных вин не отличаются от традиционного виноделия: механическая обработка винограда, спиртовое брожение. А на последнем этапе по специальной технологии из вина извлекается спирт. Полностью удалить спирт невозможно, и в напитке остается 0,5% алкоголя. Таким образом, безалкогольное вино за счет дополнительной обработки получается дороже, чем алкогольный аналог.<BR>Первым о выпуске безалкогольного вина в Петербурге заговорило ЗАО "Вилаш". Сроки начала производства и объемы винзавод пока не раскрывает. Поясняя, что готовится технологическая документация.<BR>"Выпуск безалкогольных вин позволит расширить круг покупателей и занять доминирующее положение. Как показывает мировой опыт, все больше людей, ведущих здоровый образ жизни, стараются полностью отказаться от алкоголя. Потенциальными потребителями безалкогольного вина станут и те, кто привык к вину, но по какой-то причине вынужден ограничить его потребление или вовсе от него отказываться. Например, когда человек на работе, занимается спортом, лечится от алкоголизма, соблюдает религиозный пост", -- поясняет Максим Черниговский, директор по маркетингу ЗАО "Вилаш".