00:0012 марта 200300:00
6просмотров
00:0012 марта 2003
Какие преимущества дает получение свидетельства для работы с нефтепродуктами, можно ли его не получать и какая политика властей Санкт-Петербурга в отношении данных свидетельств на территории субъекта -- намерены ли государственные органы принуждать налого
<BR><BR>Какие преимущества дает получение свидетельства для работы с нефтепродуктами, можно ли его не получать и какая политика властей Санкт-Петербурга в отношении данных свидетельств на территории субъекта -- намерены ли государственные органы принуждать налогоплательщиков к получению свидетельств?<BR><BR>Получение свидетельства о регистрации лица, совершающего операции с нефтепродуктами, является добровольным, поскольку Налоговым кодексом РФ такая обязанность не установлена, как и ответственность за его неполучение. Предпринимателей такое положение дел устраивает прежде всего потому, что у лиц без свидетельств объекта обложения акцизами в большинстве случаев не возникает. В редакции Федерального закона от 24.07.02 №110-ФЗ, то есть с 01.09.02 до 31.12.02, его в общем случае -- при условии реализации приобретенных нефтепродуктов -- не возникало вообще, а с 01.01.03 в редакции Федерального закона от 31.12.02 №191-ФЗ единственным случаем является "оприходование организацией или индивидуальным предпринимателем, не имеющими свидетельства, нефтепродуктов, самостоятельно произведенных из собственного сырья и материалов, получение нефтепродуктов в счет оплаты услуг по производству нефтепродуктов из давальческого сырья". Это все, вкупе со сложностями, созданными претендентам на получение свидетельства Приказом МНС РФ от 04.09.02 №БГ-3-03/478 "Об утверждении порядка выдачи свидетельств о регистрации лица, совершающего операции с нефтепродуктами", не способствовало желанию получать свидетельства.<BR><B>Без свидетельств</B><BR><B>дешевле</B><BR>В Петербурге, где 282 потенциальных получателя свидетельств, на сегодняшний день их выдано только 16, и даже некоторые крупные нефтетрейдеры не стремятся их получать. Поскольку объектом налогообложения признается факт получения нефтепродуктов, а не его реализация (как в другом косвенном налоге -- НДС), к тому же у розничных продавцов нефтепродуктов (АЗС) нет права на вычет, а оптовики применяют вычет только в части отгруженных нефтепродуктов (и при этом практически всегда будут платить бюджету раньше, чем наступит время реализации и право на вычет из налога), то у покупателя (оптовика, АЗС) нет интереса брать на себя дополнительные обязательства по налогообложению, только чтобы предоставить поставщику (заводу, нефтебазе) право на вычет из его налога. Здесь ситуация отличается от другого косвенного налога -- НДС, где продавец готов возложить на себя обязанность быть плательщиком налога (например, выбрав общий режим налогообложения), если большинство его покупателей уплачивают НДС и нуждаются в вычетах по налогу.<BR><BR><B>Принудить может</B><BR><B>только поставщик</B><BR>В случае с акцизом постоянный поставщик в своих интересах может, конечно, поставить условие получения свидетельства своим покупателям (например, АЗС), но только в тех регионах, где нет риска потерять покупателя. Кроме того, получатель свидетельства должен нести невосполняемые расходы, связанные с созданием у него постоянно действующих налоговых постов (ст. 197.1 НК РФ), что делает работу без получения свидетельств существенно дешевле.<BR><BR><B>Конкурентов</B><BR><B>могут съесть</B><BR>В соответствии с Федеральным законом от 31.12.02 №191-ФЗ, Приказом МНС РФ от 06.02.03 №БГ-3-03/52 "Об утверждении порядка выдачи свидетельств о регистрации лица, совершающего операции с нефтепродуктами" прежний порядок получения свидетельств был изменен. Однако главное препятствие устранено не было: по-прежнему право на получение свидетельства имеют только организации, имеющие в собственности, на праве хозяйственного ведения или оперативного управления мощности по переработке, хранению и отпуску (в зависимости от вида свидетельства) нефтепродуктов и топливораздаточных колонок или при наличии договора аренды мощностей, являющихся государственной собственностью (для акционерных обществ, имеющих в уставном капитале долю государства не менее 50%). Соответственно, часть предпринимателей, арендующих основные средства, при всем желании не могут получить свидетельство. Такое ограничение дает необоснованное преимущество владельцам указанных мощностей и в случае вменения в обязанность получения свидетельств позволило бы им полностью вытеснить с рынка мелких конкурентов- арендаторов.<BR><BR><B>Налоговая требует</B><BR>Несмотря на прописанный в законе добровольный порядок получения свидетельств, позиция администрации Санкт-Петербурга, а за ней и налоговых органов, принятая в интересах бюджета города, состоит в обязывании работающих на территории Петербурга предпринимателей получать свидетельства. В соответствии с п. 4 ст. 204 НК РФ уплата акциза при совершении операций с нефтепродуктами производится по месту нахождения налогоплательщика или его обособленного подразделения, которое совершает реализацию. При этом 60% поступлений от налога остаются в распоряжении субъекта РФ. Таким образом, в настоящее время акцизы с нефтепродуктов, реализуемых на территории Петербурга, платятся в основном по месту нахождения нефтеперерабатывающих предприятий, то есть остаются в других субъектах РФ. Если же предприниматели Петербурга получат свидетельства, то они будут уплачивать акциз в городской бюджет, предоставляя право на вычет поставщикам из других субъектов, в результате в выигрыше останется город. Однако властям нужно предложить предпринимателям не кнут, а пряник, то есть позаботиться о легкости процедуры получения свидетельств и создания налоговых постов, поскольку кнут (ответственность) нельзя применить по закону.<BR><BR><B>Ольга Самойленко, руководитель Экспертного совета Купеческого клуба Санкт-Петербурга</B>