00:0007 марта 200300:00
23просмотров
00:0007 марта 2003
В первой декаде марта будут объявлены шорт-листы номинантов Национальной интернет-премии 2003 года.
<BR><BR>В первой декаде марта будут объявлены шорт-листы номинантов Национальной интернет-премии 2003 года.<BR><BR>Одним из лауреатов прошлого года стал сайт www.mult.ru, малая родина Масяни. Однако ни Гран-при Российской академии интернета, ни призы "Открытие года", "Веб Выбирает Вас!" (ВВВ) и Приз прессы, а также лауреатство в номинации "сетевое искусство" не спасли автора идеи Олега Куваева от проблем.<BR>Это уже четвертый сезон Национальной интернет-премии, и на сегодняшний день она по праву считается самой престижной наградой в русскоязычном интернете. Несмотря на более короткий по сравнению с прошлым годом срок приема заявок, статистика этого года -- 4018 заявок (в прошлом году было подано 4005 заявок). На текущий момент обработано и допущено к участию в конкурсе 3122 сайта. При этом на участие в номинации "Сетевое искусство" подано уже 149 заявок, а на участие в номинации "Изобразительное искусство и музеи" -- 92. Это значит, что все чаще художники обращаются к сетевым ресурсам для продвижения себя, своих работ и собственного стиля.<BR>Однако доступность материалов любого рода в интернете оборачивается проблемами защиты авторских прав.<BR>Сегодня достаточно держателю некоммерческой веб-страницы разместить на ней какой-либо материал, как к нему получает неограниченный доступ огромное количество пользователей, которые могут его скопировать. И проконтролировать дальнейшее использование этого материала очень сложно, а подчас -- просто невозможно.<BR>Опубликование авторских работ без заключения соответствующего договора с автором, без авторского вознаграждения и без подписи -- обычное дело.<BR><BR>Защита авторских прав в Интернете страдает от:<BR>u моральной неготовности лиц, чьи права нарушены, защищаться;<BR>u объективной процессуальной сложности доказывания по соответствующим категориям дел (электронная форма -- это не бумага);<BR>u неготовности судебного корпуса воспринимать общественные отношения в сфере информационных отношений адекватно природе последних (приходится объяснять, что такое интернет, домен, электронная почта, etc.);<BR>u определенного несовершенства законодательства;<BR>u пренебрежительного отношения лиц, являющихся правообладателями тех или иных объектов авторского права, к собственным правам.<BR><BR>Олег Куваев: "У нас в России толком оформить образ нельзя"<BR>В феврале 2003 года студия "Мульт.ру" объявила о приостановке проекта. Как сообщил Олег Куваев, в этом году Масяня лично от себя номинироваться не станет, но накануне этого мероприятия сайт все-таки будет запущен.<BR>Работа прекращена из-за того, что ООО "Масяня" не выплатило деньги Олегу Куваеву по договору за проект на НТВ и за рекламу на сайте "Мульт.ру".<BR>Кроме того, дивиденды от эксплуатации раскрученного персонажа получают все заинтересованные граждане, кроме самого автора. По оценкам экспертов, упущенная выгода автора оценивается в $2 млн.<BR><BR>-- Сколько вы реально потеряли на этом проекте?<BR>-- Ну это сложно оценить, практически невозможно. На самом деле большая часть денег, связанных с проектом, -- это в основном доходы от пиратской деятельности по производству каких-то жвачек, картинок и так далее.<BR><BR>-- Как давно на рынке стали появляться товары под брендом "Масяня"?<BR>-- Еще год назад. Сейчас таких товаров становится просто невыносимо много. К примеру, футболки. Мой сын купил себе такую на вещевом рынке.<BR><BR>-- Почем?<BR>-- Какие-то копейки. Сделано в Белоруссии. Если бы эти футболки были сделаны у нас, можно было бы рыпаться за авторские права. А так.... Да господи, на той же Украине нас пиратируют на государственном уровне. Там от имени министерства здравоохранения распространяется плакат с Масяней и Хрюнделем. Мне его уже тысячу раз присылали.<BR><BR>-- Можете ли вы оценить рынок, в который вовлечена ваша героиня?<BR>-- Нет, я не специалист в экономике, не могу точно оценить. До фига...<BR><BR>-- Как надо понимать, бренд "Масяня" и в интернете раскручивается без вашего участия?<BR>-- Ну да. Все кому не лень элементарно берут мультфильмы и выставляют у себя на сайтах.<BR><BR>-- Вы предъявляете им какие-то претензии?<BR>-- Ну, в общем-то, предъявляю в письменном виде, а что толку-то?!<BR><BR>-- А в ответ что?<BR>-- А ничего. Допустим, есть такая служба www. postkontrol.ru по рассылке открыток. После моего обращения ее модераторы просто убрали флэш-картинки с Масяней с главных страниц. Тем не менее рассылают мультфильмы в виде открыток, причем действуя совершенно без зазрения совести.<BR><BR>-- Вам не обидно?<BR>-- Это, конечно, неприятно. Хотя ситуация вполне была ожидаема, и ничего меня в этом не удивляет, поэтому не сильно и злит.<BR><BR>-- А что злит?<BR>-- Злит, когда обманывают. Ну а пиратство у нас в стране почти узаконено, так чего ж на него злиться.<BR><BR>-- Какие у вас сегодня отношения с продюсерской фирмой?<BR>-- Уже никаких. Мы в процессе разрыва всех контрактных отношений. Будем надеяться, что до суда дело не дойдет. Они сообразят, что нарушили слишком много, и отстанут. Будем теперь сами заниматься собственным продвижением.<BR><BR>-- Вы не собирались продавать сайт www.mult.ru?<BR>-- Он и не был продан. Предложение о его продаже появилось еще до того, как мы связались с этой конторой, студией "Мульт.ру". Нам бы, может, и следовало каким-то образом сделать этот шаг самостоятельно.<BR>-- Сколько стоило содержание сайта на момент, когда вы расстались со студией?<BR>-- Содержание такого сайта стоит около $2 тысяч в месяц, включая наличие своего выделенного канала и сервера. Сейчас у меня много расходов: в них входит и аренда офиса, и зарплаты, и налоги...<BR><BR>-- Можно ли сказать, что автор Масяни от чистого креатива перешел к его производству?<BR>-- Я бы сказал, дополнил креатив производством. Вся эта история меня научила одному: если хочешь что-то сделать хорошо, то сделай это сам. Пока в моем представлении бизнес -- это какие-то карточные игры.<BR><BR>-- Вы уже получили авторское свидетельство на образ Масяни?<BR>-- Да, у меня эти права есть. Хотя говорят, что у нас с авторским правом не все в порядке и такое свидетельство не совсем правомочно. У нас вообще в России толком оформить образ нельзя. Можно оформить торговую марку, слоган или конкретный мультфильм, а полноценно зарегистрировать некий образ невозможно.<BR><BR>-- Существует ли на сегодня юридическая защита в интернете таких проектов?<BR>-- К сожалению, я не могу привести толковых примеров. На Западе, конечно, художники могут себя защитить. Там так не воруют.<BR><BR>-- В одном из интервью вы как-то сказали, что интернет, как и СМИ, у нас находится на стадии развития КВНа -- телевизора с лупой.<BR>-- Да, в интернете сейчас еще слишком много хаоса.<BR><BR>-- В какой форме вы видите будущее своего проекта?<BR>-- Много всяких вариантов. Для нас сейчас главное -- восстановить хотя бы как было. Сейчас ставим свой сервак, восстанавливаем сайт. Это для начала.<BR>Телевидение для нас сейчас -- не главное. Оно немного дало, и не очень-то много мы потеряли от его отсутствия. В принципе, мы много чему научились с чисто профессиональной точки зрения -- необходимости качественно работать, быть дисциплинированными. Этот опыт был хорошей тренировкой.<BR>Но все-таки главной для нас остается сетевая жизнь. Если мы выйдем еще и на TV, в этом не будет ничего особенного. Просто это будет значить, что Масяня пробуется еще где-то. Или мобильные дела задействуем, если со временем техника позволит. Мне, допустим, ужасно интересны все технические прибамбасы. Интересно осваивать новые пространства.<BR>Так что одно дело -- творчество, и совсем другое -- как его результаты будут распространяться.<BR><BR>-- В проектах, подобных вашему, достаточно тонкая грань между творчеством и бизнесом.<BR>-- Ну это часто встречающийся момент. Я до Масяни живописью занимался и примерно представляю, какими должны быть отношения между креативом и бизнесом. В живописи все просто. Там художник, впервые выходя на серьезную галерею, встает перед выбором. Либо он работает под галерею и производит то, что она диктует. Либо художник каким-то образом проталкивает свой стиль, то есть настаивает на своем виденье, и дальше уже зарабатывает на своем собственном стиле.<BR>Большинство художников все-таки скатываются на уровень работы на галерею, подстраиваясь под коммерчески продаваемый стиль. Самый достойный путь -- это, естественно, настоять на своем. Пусть пройти при этом через какие-то трудности, но зато потом остаться на коне. Поэтому я и хотел бы работать самостоятельно. Мне так понятнее.<BR><BR>-- Ваш российский потребитель в Сети -- это избранная публика. Вас это не пугает?<BR>-- Ну и что, ну и замечательно. У меня публика-то, господи, не какие-то там визжащие подростки, как у роковых звезд, а нормальные, сообразительные ребята, с которыми вполне приятно пообщаться. Поэтому нас вполне устраивает эта аудитория. Она очень благодарная. С ней хорошо работать.<BR><BR>-- Масяня пошла по клубам. Так или иначе она "засветилась" уже в двух проектах -- 14 и 23 февраля. Значит, началась ее раскрутка в светской жизни?<BR>-- От нас еще не было ни одного полноценного проекта. Так, 23 февраля собрались музыканты -- "Лена Т" и "Декабрь", которые играли в наших мультфильмах. Собраться -- это была их идея. А поскольку они работали с нами, я разрешил воспользоваться масяниной мордашкой. В этом проекте не было ничего коммерческого. На самом деле каких-то планомерных акций с Масяней off-line мы не планируем. Хотя у нас и начинается новая жизнь, с периодом в 10 месяцев. Третья по счету.<BR><BR><B>КОММЕНТАРИИ</B><BR>Виктор Богорад:<BR>"Сейчас я сужусь с издательством ООО "СПС", от которого я 2 года назад получил заказ на художественное оформление "Застольной книга холостяка" Аркадия Спички. Когда вышла наша книга, Аркадий попал в реанимацию с инсультом. Разумеется, тогда у меня язык не повернулся говорить с издателями о деньгах, чем они и воспользовались. Целый год со мной обещали расплатиться (за оформление и изготовление оригинал-макета мне должны $700, причем все это было закреплено в договоре). В конце концов мне отказались платить, и в августе 2001 года я обратился в суд Центрального района.<BR>Однако к тому времени деньги исчезли со счетов издательства. Мне и сейчас говорят "денег нет", несмотря на то что книга хорошо разошлась и тираж был большой. Ситуация осложняется тем, что учредители издательства "СПС" отошли от дел, а его новый директор не хочет вникать в эту проблему. И только спустя год был наложен арест на остаток тиража в 3 тысячи экземпляров. В этой бесправной ситуации художник может обезопаситься, только передавая заказчику работу в день ее оплаты. Мой случай не единичен. Издательства обещают автору золотые горы, а потом он ходит, унижаясь, выпрашивая свои деньги.<BR>Условия договора часто нарушаются. В одной конторе я согласился сделать карикатуру-иллюстрацию в рекламных целях, но с условием, что она будет опубликована в одной из газет.<BR>В итоге вижу ее потом в других газетах, а это уже получается не иллюстрация, а реклама, которая оплачивается намного выше. Когда я пришел разбираться, меня очень позабавил наивный ответ моих заказчиков: "Мы надеялись, что вы не заметите".<BR>Радует одно -- в итоге мне все-таки за-платили".<BR><BR><BR>Леонид Мельник:<BR>"Художника часто просят создать серию карикатур, которая якобы потом не проходит согласование у начальства. После чего художнику все возвращают, а потом его работа появляется в рекламной кампании организации -- разумеется, без оплаты труда автора.<BR>Я сам попал в такую ситуацию в 1998-1999 годах. Один из моих знакомых предложил мне сделать иллюстрации для торговой марки "Пятерочка". Я сделал несколько работ и отдал их на согласование. Через 2-3 месяца мне сказали, что работы не понравились. Я их забрал, да и забыл.<BR>Через какое-то время вижу, что моя карикатура активно используется в рекламной кампании "Двоечки у Вовочки, а качество в "Пятерочке"". Когда я обратился в компанию за разъяснениями, мне сказали, что мой приятель там уже давно не работает, а карикатура выполнена их художником. Но это неправда -- моя работа в свое время была отправлена на конкурс в Италию и была внесена в каталог 1995 года. Этот факт руководители "Пятерочки" проигнорировали". (А.Д.)<BR><BR><B>КОММЕНТАРИЙ</B><BR>"Чистый креатив сможет приносить доход, став объектом промышленной собственности"<BR>"Сеть Интернет до сих пор рассматривается ее посетителями как не очень серьезная бизнес-среда.<BR><BR><B>Виктор Наумов -- научный сотрудник Санкт-Петербургского института</B><BR>информатики и автоматизации РАН.<BR>Занимается научно-исследовательской работой в области информационного права, права интеллектуальной собственности, регулирования телекоммуникаций, правовой информатики, информационной безопасности и искусственного интеллекта.<BR>Автор книги "Право и Интернет: очерки теории и практики", вышедшей при поддержке Российского фонда правовых реформ летом 2002 года, -- первого в России монографического исследования проблем правового регулирования сети Интернет.<BR>В октябре 2002 года его сайт www.russianlaw.net стал лауреатом Всероссийского конкурса образовательных ресурсов интернета "Образование в Рунете".<BR><BR>Массовое движение в сторону защиты прав можно будет наблюдать только тогда, когда сектор интернет-экономики и конкуренция в нем достигнут определенного уровня и будут заставлять субъектов отношений бороться за свои права.<BR>Случай с господином Куваевым и его коллегами в этом плане весьма показателен. Есть востребованный проект, права на кот орый могут быть оспорены друг у друга авторами и продюсерской компанией.<BR>В силу изначальной ориентации на сеть Интернет и популярности героини и ее друзей наблюдается массовое нарушение авторских прав. Плюс объекты авторского права с Масяней востребованы в качестве товаров и услуг.<BR>Очевидно, позже будут конфликты уже не относительно объектов авторского права, а возникших на их базе товарных знаков и других объектов промышленной собственности.<BR><BR><B>Что ждет Масяню</B><BR>Применительно к Масяне авторское право с момента создания произведения защищает права на созданные мультфильмы, графические изображения героини, тексты ее "выступлений" и т.д., но не защищает саму "идею", "образ" или "концепцию" Масяни.<BR>Т.е. защите подлежат только конкретные существующие воплощения героини, а не что-либо, что планируется создавать в будущем. Это означает, что если другие авторы в результате творческой деятельности придумают собственные персонажи а-ля Масяня и поселят их, например, в Сети, то, вероятнее всего, действия по их использованию будут признаны законными.<BR><BR><B>Все вокруг народное</B><BR>Перед правообладателем объектов авторского права встанет задача обеспечения доказательств. Нужно будет зафиксировать, а потом представить суду ответ, "был ли мальчик", точнее, девочка на сайте ответчика. Для этого в связи с электронной формой представления объекта нужно будет провести ряд нетривиальных действий -- от свидетельских показаний до использования услуг нотариуса и обращения в экспертные организации с просьбой удостоверить наличие объектов с Масяней на информационном ресурсе.<BR>В отличие от, например, ситуаций с футболками с данной культовой личностью на прилавке, где достаточно иметь доказательства покупки данного предмета туалета, предъявленные суду доказательства могут быть и не восприняты судом в качестве относимых, допустимых и достоверных доказательств.<BR>В этом плане российская судебная практика, связанная с использованием сети Интернет, крайне неоднородна. В московских спорах Промо-Ру, Звуки-Ру, питерских -- об использовании таможенного программного обеспечения (между компаниями Сильмарилл и Софтлэнд), в доменных спорах суды по-разному оценивали одни и те же виды доказательств. В каких-то спорах суд почему-то считал исчерпывающими доказательствами простые распечатки с сайтов, в других -- его не удовлетворяло наличие протокола осмотра письменных доказательств, произведенного нотариусом, и экспертных заключений.<BR><BR><B>Тонкости</B><BR>При нарушении прав на использование объектов авторского права в суд может обратиться только обладатель исключительных имущественных прав. В этом аспекте проблемы борьбы за Масяню встает следующий вопрос: в каком объеме и каким способом (по авторскому договору или в результате исполнения служебных обязанностей) авторами были уступлены права ООО "Масяня" и каковы характер и детали данной уступки.<BR>Если уступлены названные исключительные права, то защищать Масяню сможет только ООО.<BR>Здесь, как и в случае защиты прав в сети Интернет, при разрешении конфликта важным будет являться то, как была индивидуализирована Масяня в процессе передачи прав. Т.е. если объект права детально не описан и не зафиксирован при передаче прав на него, то всегда есть формальные основания заявить, что "это ваша Масяня, а это -- наша, и нашу мы вам никогда не отдавали".<BR>Эта проблема индивидуализации особенно ярко проявляется в интернет- и IT-спорах, когда, например, написано объемное программное обеспечение, и в суде не удается показать, что одна куча распечаток (ответчика) есть не что иное, как распечатанная другим шрифтом и перепутанная другая пачка (истца). В таких случаях в силу отсутствия факта нарушения и наличия двух "разных" объектов авторского права в иске отказывается.<BR><BR><B>Сделать стиль объектом права</B><BR>Важно отметить, что при продолжении работы над проектом конституционная свобода творчества определяет возможность авторам создавать новые приключения героини и ее друзей. Однако здесь существует другой аспект, определяемый второй упомянутой отраслью права. С помощью норм, определяющих использование объектов промышленной собственности -- товарных знаков и промышленных образцов, возможно получить охрану на объекты, содержащие элементы с Масяней. Права на эти объекты возникают после их государственной регистрации, и может так случиться, что патент или свидетельство на них будут выданы совсем другому лицу, которое первым подало соответствующую заявку.<BR>Данное лицо, применительно к деятельности, связанной с оборотом товаров и услуг, сможет контролировать процесс использования сувениров, одежды и всего прочего, имеющего отношения к культовой героине, имея основания лишить авторов и правообладателей авторского права возможности какого-либо использования Масяни при индивидуализации товаров и услуг. Например, с помощью обозначения "Масяня" или ее графического изображения, а также художественно-конструкторского решения какого-либо промышленного изделия из Масяни.<BR>Как было сказано, запретить авторам творить дальше никто не сможет, но продавать свои футболки им будет рискованно -- можно нарушить чужие права на объекты промышленной собственности. Правда, и здесь есть возможность выйти из положения -- охрану можно оспорить, например, в силу предусмотренных законодательством оснований.<BR>Конечно, лучше не доводить ситуацию до таких непростых юридических действий, а регистрировать самостоятельно придуманные объекты авторского права (если это возможно по закону) в качестве объектов промышленной собственности -- так будет легче и надежнее в хозяйственной (не творческой) деятельности коммерчески эксплуатировать героиню и ее друзей".<BR><br><br><b>Валентина Шестакова</b>