00:0005 марта 200300:00
275просмотров
00:0005 марта 2003
Елена Велюга, генеральный директор группы компаний "Май", к парикмахерскому бизнесу пришла случайно. Сейчас фирма, созданная Еленой, -- это международный учебный центр парикмахерского искусства и эстетики, одна из крупнейших в Петербурге сетей салонов кра
<BR><BR>Елена Велюга, генеральный директор группы компаний "Май", к парикмахерскому бизнесу пришла случайно. Сейчас фирма, созданная Еленой, -- это международный учебный центр парикмахерского искусства и эстетики, одна из крупнейших в Петербурге сетей салонов красоты, сеть химчисток и отдел продаж профессиональной косметики и оборудования для салонов красоты и фитнес-центров.<BR><BR>"Раньше мне казалось, что успешность бизнеса зависит от экономических выкладок, я думала, что правильные расчеты, анализ -- залог успеха, -- размышляет предпринимательница. -- Сейчас я считаю, что главное -- это правильно выстроенные отношения; умение находить контакты, а они держатся на личных человеческих отношениях, а не на формулах".<BR><BR><B>Первые шаги</B><BR>Желание заняться своим бизнесом у предпринимательницы появилось давно. Хотя она была квалифицированным работником -- начальником цеха в комбинате "Трудопром" и под ее руководством находилось более 800 человек, тем не менее Елена с готовностью откликнулась на предложение своего супруга, Александра Семенова, стать начальником производства в кооперативе, который оказывал услуги предприятиям по уборке помещений, благоустройству территории и прочее. "Зарплата не была основной мотивацией; я зарабатывала 350 рублей (по тем временам очень хорошо), а стала зарабатывать 400. Главным побуждением была свобода", -- говорит Елена Велюга. Первые ее шаги в частном бизнесе оказались успешными: "Благодаря моим усилиям через полгода штат фирмы составлял уже 100 человек; тогда у меня появилась возможность стать соучредителем кооператива, и я получила 17% акций".<BR><BR><B>Случайность</B><BR>К индустрии красоты Елена Велюга пришла неожиданно. После того, как кооперативы были расформированы, ООО "Май" приобрело объект для офиса в центре города, на Лиговском проспекте. Он стоил около $20 тысяч. Но уже после оформления документов выяснилось, что офис там делать нельзя -- в документах об аренде значилось требование сохранять профиль 5 лет.<BR>"Мы пытались бороться; на это ушел месяц. Весь этот месяц парикмахерская, а это была именно она, работала в обычном режиме; когда мы все-таки заглянули туда через месяц, рабочий коллектив дал нам конверт с деньгами. Мы заглянули в конверт; там лежала сумма в $2 тысячи. В этот момент я увидела парикмахерский бизнес другими глазами, -- вспоминает Елена Велюга. -- Парикмахерская на Лиговском проспекте тогда выглядела удручающе: грязный пол, отсутствие горячей воды и паутина по углам. Бывший хозяин заезжал туда раз в месяц, чтобы забрать прибыль; в этот раз на его месте оказалась я. После у нас с супругом состоялся серьезный разговор; я предложила не продавать парикмахерскую, а мой муж сомневался -- ведь тогда мы не знали ничего о специфике этого бизнеса. "Я научусь", -- пообещала я. И научилась.<BR><BR><B>Бизнес врозь</B><BR>С этого момента супруги разделили сферы деятельности, и в 1994 году Елена Велюга зарегистрировала отдельную фирму. "В ремонт и оборудование пришлось вложить порядка $50 тысяч -- это была вся прибыль за целый год работы, -- говорит предпринимательница. -- Потом мы уже сознательно купили две парикмахерские -- на Суворовском и на Невском; тогда подобные предприятия выставлялись на торги вместе с трудовыми коллективами. При первой же возможности Елена старалась учиться -- она прошла годичный курс по управлению в Институте социальных проблем, курсы бухгалтеров, курс по управлению в компании International Trendsetters, "Социология производства" при университете, "Менеджмент", "Маркетинг"...<BR><BR><B>Своя школа</B><BR>После открытия третьего по счету салона появилась идея создания собственной школы. Идея была связана с жизненной необходимостью: профессиональные ПТУ тогда пришли в полный упадок, обучать парикмахеров было негде. "Конечно, тогда у меня не было грандиозных планов: просто хотелось организовать небольшую площадку, где занятия проводили бы мастера, -- рассказывает Елена Велюга. -- Но в процессе реализации стало ясно, что проект надо проводить в жизнь основательно, на долгие годы. Мы тогда сделали правильный шаг, выбрав методику Pivot Point для обучения парикмахеров; хотя тогда о ней никто и не слышал в России. Методика была разработана Лео Пассажем, чемпионом мира по парикмахерскому искусству, в Чикаго".<BR>На сегодняшний день количество выпускников учебного центра превышает 3 тысячи человек. Самым молодым направлением в работе компании являются продажи профессиональной косметики и оборудования для салонов красоты и фитнес-центров. "Если говорить о рентабельности парикмахерского бизнеса, то она постоянно меняется; если 10 лет назад рентабельность доходила до 50%, то сейчас -- около 25%, -- говорит Елена Велюга.<BR><BR><B>И дочка в деле</B><BR>Елена Велюга -- сторонница семейного бизнеса: "Не обязательно супруги должны работать в одной области; к примеру, мой муж не лезет в вопросы парикмахерского бизнеса, хотя я, признаюсь, лезу в вопросы строительства. Общее дело -- отличная, прочная основа для семейного счастья. В компании, например, работает моя старшая дочь Наталья Велюга, она -- коммерческий директор сети салонов "Май". Из тех друзей, что были раньше, остались только двое; но многие сотрудники за годы работы стали друзьями. Вообще я не сторонница брать на работу друзей, но бывают всякие ситуации".<BR>Елена считает, что кадры нужно выращивать в компании: "В идеале я бы хотела, чтобы люди никогда не увольнялись из компании, а только приходили. Но жизнь далека от идеала. Всего в компании работает около 350 человек; 250 -- у меня и 100 -- у моего супруга".<BR>В планах Елены Велюги -- расширение Международного учебного центра, создание 10 салонов в Петербурге. "Семь уже есть, осталось построить еще три, -- говорит она. -- Школа в Москве из планов материализовалась в жизнь; теперь нужно заняться ее расширением. А из ближайших планов -- поездка в Болонью, на выставку Cosmoprof, The Beauty Event. Это крупнейшая в мире выставка в области индустрии красоты. За идеями".
