Братья Елфимовы собрали Исаакий по косточкам

Говорят, что в хорошую погоду золоченые купола Исаакиевского собора можно разглядеть аж из соседней Финляндии. Братья Елфимовы решили сделать так, чтобы Исаакием на родной территории могли любоваться не только в стране Суоми.

<BR><BR>Говорят, что в хорошую погоду золоченые купола Исаакиевского собора можно разглядеть аж из соседней Финляндии. Братья Елфимовы решили сделать так, чтобы Исаакием на родной территории могли любоваться не только в стране Суоми.<BR><BR>Дабы достичь этой цели, они уменьшили собор в 700 раз, разобрали его и, проделав все это, получили патент №50268 Российского агентства по патентам и товарным знакам на набор модулей для сборки моделей Исаакиевского собора от 23.03.2001.<BR>"Если Огюст Монферран строил свое детище 42 года, то мы уложились всего лишь в 6 лет. Получается масштаб 1:7", -- шутят создатели сувенира и руководители фирмы "Арт-Питер" братья Владимир и Павел Елфимовы.<BR><BR><B>Бельгийский хор</B><BR>"Исаакиевская" идея возникла у братьев Елфимовых под давлением естественных причин. Владимир, кандидат химических наук, в то время вполне успешно сочетал науку с практикой, занимаясь синтезом каучуков. Павел осваивал банковский бизнес и, хотя, как многие мальчишки, в детстве увлеченно склеивал и коллекционировал пластмассовые модели кораблей и самолетов, а в студенчестве переключился на конструирование катеров и яхт, никогда не предполагал, что в зрелом возрасте переключится на сборно-разборное зодчество.<BR>Случилось им, однако, в ту пору встречать-провожать целый хор иностранных гостей. Хор -- в прямом смысле слова, потому что дочь Владимира Елфимова, Алиса, занималась пением и их коллектив в порядке культурного обмена принимал собратьев из Бельгии. Братья взяли на себя обязанность проведения экскурсии по городу. После нее бельгийки остались в совершеннейшем восторге от архитектурных достопримечательностей Петербурга, весьма сожалея лишь по поводу, что никак невозможно увезти с собой на память хотя бы частицу этой красоты.<BR>Когда же перед принимающей стороной встал вопрос о памятных подарках, братья задумались -- на прилавках везде стандартный набор: фляжки-фуражки, матрешки, шкатулки да ложки-поварешки. "При всем желании вещи эти трудно ассоциировать с градом Петра, Северной Пальмирой или, на худой конец, с аналогом Венеции... Вопрос с подарками-сувенирами тогда кое-как решили благодаря уличным художникам, но решили также, -- рассказывает Владимир Елфимов, -- что положение можно и нужно исправлять. Чем мы хуже Парижа, где в любой сувенирной лавке вам предложат с десяток памятных копий Эйфелевой башни или какого другого архитектурного символа столицы Франции? Даже в Москве сегодня у туриста есть выбор: приобрести в качестве сувенира модель-копию Спасской башни Кремля, храмов Василия Блаженного или Христа Спасителя. Правда, это заслуга не самих москвичей, а корейских и китайских производителей".<BR><BR><B>Выбор Исаакия</B><BR>Объект для архитектурной минимизации был выбран по простому принципу. Уменьшать стали самую значительную доминанту города -- Исаакиевский собор. Павел Елфимов ежедневно разглядывал Исаакий с близкого расстояния и во всех деталях из окон своего кабинета в банке "Национальный кредит". Это ВИДИМОЕ обстоятельство сыграло немаловажную роль в окончательном решении.<BR>Хотя с технической точки зрения выбор этот нельзя было назвать удачным, ведь только колоннада, опоясывающая здание по периметру, насчитывает 112 колонн, а помимо них еще тысячи других деталей и частей. Все их предстояло изучить, определить их функциональную значимость для будущей модели, перевести на чертежи в другом масштабе. Поэтому вечера и все свободное время в течение полугода Павел проводил в Публичной библиотеке, изучая литературу, чертежи и документацию, касающиеся строительства Исаакиевского собора.<BR>Кроме того, Елфимовы увлекли идеей создания модели-копии Исаакиевского еще нескольких человек: Сергея Штыкова -- профессионального танцора, в ту пору Мариинского театра, а ныне Мюзик-холла, и архитектора Владимира Новосадюка. На него Елфимовы вышли не сразу, а по рекомендациям нескольких товарищей по архитектурному цеху, признавших, что лучшего специалиста, нежели Владимир Иванович, в создании не просто малых, а миниатюрных архитектурных форм не найти.<BR><BR><B>Бронзовый блин</B><BR>Владимир Новосадюк выполнил разборный макет Исаакия из специального металлического сплава Розе. "Разобрав этот макет "по косточкам", мы довели его до так называемой технологической сборности, а затем сделали из бронзы три первых сборных комплекта Исаакиевского собора. Получилось очень красиво, но трудоемко и дорого. Храним эти первые образцы как напоминание о своем титаническом труде, -- показывает Владимир в офисе на полку с сияющим собором. -- На сборку одного "бронзового" Исаакия, состоящего из более чем 300 деталей, каждую из которых надо было вручную обработать, подправить надфилем, подогнать к своему месту, у нас, к примеру, уходило около 3 месяцев. Понятно, что для продвижения на рынок и в массы этот метод не годился".<BR>Тогда Исаакиевский решили штамповать из пластмассы. Она возможна при наличии специальной оснастки -- пресс-форм. "В нашем случае, -- рассказывают братья Елфимовы, -- было необходимо четыре пресс-формы стоимостью несколько десятков тысяч долларов. Если до этого как-то выкручивались за счет собственных средств, то таких денег у всех нас уже просто не было".<BR>Инвесторов Елфимовы искали долго. В конце концов упорство и настойчивость братьев в составлении и представлении их бизнес-плана дали свои плоды. "Нашлись еще два брата-мецената, как мы их шутку называем, -- Эльдар и Назим Султановы, которые, внимательно ознакомившись с нашими предложениями, решили рискнуть, вложив в дело свой капитал на партнерских основаниях", -- продолжает Владимир.<BR><BR><B>10.000 соборов</B><BR>На сегодняшний день братским предприятием выпущено 10.000 пластмассовых Исаакиевских соборов. Если на строительстве каменного оригинала в свое время было задействовано более 400 тысяч человек, то со сборкой-строительством маленького сувенирного Исаакия справляются 10 женщин-сборщиц.<BR>Работа тонкая и кропотливая, требующая внимания и аккуратности, такая под силу только женщинам. Сильный пол в этом плане гораздо слабее, не хватает терпения, усидчивости, сноровки, присущей женщинам. А без них соединить 183 отдельные пластмассовые детальки в единое архитектурное целое очень трудно. "Я в этом смысле тоже не исключение, -- смеется над собой Владимир Елфимов. -- В порядке эксперимента попробовал собрать один комплект. На это у меня ушло 2 дня. А вот наши опытные работницы собирают не менее трех экземпляров за смену".<BR>Помимо Исаакиев "под ключ" "Арт-Питер" изготавливает и разобранные соборы, правда прилагая к ним инструкции по сборке.<BR>В Европе цены на подобные сувениры колеблются в районе $200. Столь высокая цена объясняется тем, что право на производство подобной продукции в основном получают национальные производители. Для азиатских компаний с их дешевой рабочей силой этот сегмент сувенирного рынка недоступен. В отличие, скажем, от моделей -- копий различной техники.<BR>Елфимовы также решили работать в тандеме с музеем. В результате маленькими Исаакиями уже начали торговать в сувенирном киоске при музее большого Исаакиевского собора.<BR>Впрочем, на одном-единственном соборе Елфимовы специализироваться не намерены. В их ближайших планах -- выпуск модели -- копии Петропавловки. (А.А.)