Требования налоговой о восстановлении НДС при переходе на "упрощенку"

Налоговый инспектор велел нам восстановить и уплатить в бюджет НДС с остатков товаров, материалов, основных средств и нематериальных активов при переходе на упрощенный режим налогообложения, но глава 26.2 НК РФ таких требований не содержит, прав ли инспек

<BR><BR>Налоговый инспектор велел нам восстановить и уплатить в бюджет НДС с остатков товаров, материалов, основных средств и нематериальных активов при переходе на упрощенный режим налогообложения, но глава 26.2 НК РФ таких требований не содержит, прав ли инспектор?<BR><BR>Требования налоговых органов по восстановлению и доплате НДС по остаткам товаров и недоамортизированных внеоборотных активов при переходе на упрощенный режим налогообложения (УСН) не основаны на законодательстве. Ни глава 26.2 НК РФ, регламентирующая упрощенный режим налогообложения, ни глава 21 НК РФ "Налог на добавленную стоимость" такой обязанности при переходе на специальные режимы налогообложения не содержат. Налоговые органы по-разному аргументируют свое желание получить НДС с остатков товаров и основных средств с перешедших на "упрощенку" организаций. Например, УМНС РФ по СПб в Письме от 03.07.02 №02-05/11156 ссылается на п. 8 ст. 145 НК РФ, а МНС РФ в Письме от 30.10.02 №03-1-09/2827/13-АЛ095 "О налоге на добавленную стоимость" на п. 3 ст. 170 НК РФ и п. 2 ст. 171 НК РФ. Учитывая то, что налоговые органы пока сами не определились в том, как обосновывать свои неправомерные требования и нормы каких статей, совершенно не имеющих отношения к специальным режимам налогообложения (УСН и ЕНВД), им применить, то налогоплательщикам имеет смысл, по крайней мере, воздержаться от каких-либо действий по доплате НДС. Рассматривая текущие аргументы налоговых органов, можно убедиться в их несостоятельности. Что касается упоминания УМНС РФ по СПб п. 8 ст. 145 НК РФ, то данное положение касается только плательщиков НДС, получивших в установленном порядке освобождение от налога. Предприниматели же, избравшие УСН в редакции Закона от 31.12.02 №191-ФЗ, являются плательщиками НДС, а не получателями освобождения, следовательно, нормы ст. 145 НК РФ на них не распространяются. Также можно подвергнуть сомнению позицию МНС РФ: НДС с покупных товаров ставится на вычеты согл. подп. 2 п. 2 ст. 171 НК РФ, в котором не оговорено никаких дополнительных условий, связывающих право на вычет с фактом продажи товара, единственное условие для вычета -- товар приобретается для перепродажи, неважно, при применении какого режима он будет реализован, так как вычет применяется в момент его покупки. Что касается основных средств и нематериальных активов, то для применения вычета по ним действительно необходимо, чтобы они использовались для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с главой 21 НК РФ, проще говоря, эти активы должны использоваться при ведении деятельности, облагаемой НДС (подп. 1 п. 2 ст. 171 НК РФ). При этом в условиях для применения вычета не указано, в течение какого периода активы должны использоваться для этой деятельности и нет дополнительного условия, что они должны быть полностью использованы в период применения общего режима налогобложения (иначе бы право на вычет возникало после полного начисления амортизации, когда был бы доказан факт использования их в деятельности, облагаемой НДС), тем более НК РФ не предусмотрен механизм восстановления НДС по частично амортизированным активам, что является неустранимой неясностью, которая толкуется в пользу налогоплательщика (п. 7 ст. 3 НК РФ). Единственным видом активов, для которых действует условие подп. 1 п. 2 ст. 171 НК РФ и восстановление НДС возможно, -- это прочие материалы, приобретенные не для перепродажи. Для торговых организаций этой проблемы не возникает -- такие материалы в основном списываются на результаты деятельности в конце года и остатков по ним не остается. Для производственников это может быть проблемой, и для разрешения этого вопроса требуется арбитражная практика. Однако сам подход к НДС, в котором возможность возмещения уплаченного поставщикам налога из бюджета связывается с наличием оборотов по реализации, облагаемых НДС, противоречит мировой практике и природе косвенных налогов.<BR>Ольга Самойленко,<BR><B>Эксперт Купеческого клуба Петербурга</B>