Местные и западные ритейлеры втянулись в межсетевые войны

Приход в Петербург первой международной торговой сети -- германского METRO породил сразу несколько негативных прецедентов между этой компанией и местными торговыми операторами.

<BR><BR>Приход в Петербург первой международной торговой сети -- германского METRO породил сразу несколько негативных прецедентов между этой компанией и местными торговыми операторами.<BR><BR>О том, что взаимоотношения между иностранными и петербургскими ритейлерами будут складываться не безоблачно, говорилось неоднократно. Прежде всего опасения высказывались относительно возможного демпинга со стороны мощных западных сетей, могущих себе это позволить. В качестве примеров приводились факты из практики METRO, которое неоднократно обвиняли в сознательном занижении цен при становлении своих сетей в Восточной Европе и в Москве. Однако в Петербурге конфликты начали возникать еще задолго до того, как западный ритейлер открыл двери своего первого магазина.<BR><BR><B>Не мытьем, так катаньем</B><BR>На прошлой неделе конфликтом обернулись попытки METRO переманить в свою структуру менеджеров петербургского ООО "Лента", специализирующегося на торговле в формате cash&carry.<BR>Поводом послужили методы, которыми воспользовалась нанятая западной корпорацией рекрутинговая служба Kelly Services.<BR>По словам генерального директора ООО "Лента" Олега Жеребцова, несколько недель назад специалистам его компании было сделано предложение перейти в формирующуюся в Петербурге сеть METRO.<BR>"Несколько человек согласились, но остальные ответили отказом, -- рассказывает он. -- И все бы было нормально, если бы эти сотрудники не подверглись последующему прессингу: людям начали звонить на домашние и мобильные телефоны, продолжая настойчиво предлагать перейти в METRO. Более того, звонили даже их родственникам и, описывая преимущества работы в иностранной компании, советовали повлиять на своих близких.<BR>Я общался по этому вопросу с руководителем Kelly Services, и мне сообщили, что они всего лишь следуют условиям контракта с METRO".<BR>"Профессиональный рекрутер имеет набор компетенций, который позволяет ему добиться результата без внедрения в какие-то базы данных. Что касается звонков домой, то это тоже логично: на работе людям некомфортно вести переговоры. Поскольку "Лента" не является нашим клиентом, мы не нарушаем и этических норм, -- считает Ирина Тамбовская, директор петербургского представительства Kelly Services. -- Западные корпорации, для которых использование подобных методов в порядке вещей, составляют 80% клиентов нашей компании. Честно говоря, я впервые сталкиваюсь с подобным конфликтом".<BR>Руководитель отдела по связям с общественностью ООО "METRO Cash&Carry" (Москва) Юлия Белова так прокомментировала сложившуюся ситуацию: "Наш контракт с Kelly Services не содержит никаких указаний, где они должны осуществлять набор. В нем лишь указано, какими навыками и знаниями должны обладать потенциальные кандидаты. Вполне естественно, что люди, работающие в торговых компаниях Петербурга, могут обладать необходимой нам квалификацией.<BR>Мы уверены, что переход трех сотрудников "Ленты" в METRO не нанесет ущерба этой компании. Мы изложили свою позицию по поводу происшедшего в своем письме господину Жеребцову. Мы также готовы лично встретиться с ним для обсуждения данной ситуации".<BR>Однако, по словам Олега Жеребцова, на его письмо в адрес генерального директора ООО "METRO Cash&Carry" Герберта Цлабингера с просьбой прекратить масштабные действия по воздействию на его персонал реакции не последовало.<BR>"Не скажу, что мы особенно пострадали от этого, -- говорит он. -- Рынок рынком, но мне кажется, что есть моральные моменты, которые стоит соблюдать. Мне, например, сложно представить, чтобы кто-то в Германии вдруг стал названивать домой к жене господина Цлабингера с просьбами, чтобы ее муж перешел на работу в другую компанию".<BR><BR><B>Скандальный METROстрой</B><BR>Случай с "Лентой" -- уже второй скандал, возникший со времени появления METRO в Петербурге. Ровно год назад, еще только подыскивая участки под строительство своих гипермаркетов, METRO умудрилось столкнуться интересами с ООО "КЦ "Питер". Предметом спора стало пятно на углу улицы Типанова и проспекта Космонавтов.<BR>Проблема была в том, что "Питер" почти 2 года готовил инвестиционно-тендерную документацию для возведения на этом пятне торгового комплекса. В 2000 году данный земельный участок был обещан ему целевым образом как победителю конкурса на самый лучший инвестиционный проект, представленный на выставку MIPIM в Каннах (Франция). Однако неожиданно этот адрес оказался в списке из трех участков, предложенных METRO городской администрацией под торговые комплексы. Обещания, данные КЦ "Питер", были отодвинуты в сторону.<BR>В течение полугода вопрос неоднократно выносился на обсуждение инвестиционно-тендерной комиссии, но так и оставался в "подвешенном" состоянии. Конфликт уладился только в сентябре 2002 года, когда пятно все же вернули "Питеру".<BR>Все эти факты говорят о том, что внимание западных и местных ритейлеров друг к другу будет только расти и неоднозначных ситуаций, возникающих по самым неожиданным поводам, будет предостаточно.<BR>