Транспорту прописали туманное будущее до 2015 года

Вчера руководители Комитета экономического развития, промышленной политики и торговли (КЭРППиТ) представили проект программы мероприятий по стабилизации наземного пассажирского маршрутного транспорта общего пользования Петербурга до 2015 года.

<BR><BR>Вчера руководители Комитета экономического развития, промышленной политики и торговли (КЭРППиТ) представили проект программы мероприятий по стабилизации наземного пассажирского маршрутного транспорта общего пользования Петербурга до 2015 года.<BR>И, хотя этот план принят правительством города 26 декабря 2002 года за основу, многие вопросы о том, как будет развиваться транспортная система Петербурга остались без ответов. Каким образом новый документ будет способствовать инвестициям в отрасль, не было сказано ни слова. Более того, часть положений этого документа противоречит планам по реформированию транспортной системы, которые разрабатываются в недрах Комитета по транспорту администрации Петербурга, хотя в рабочую группу входят представители этого комитета.<BR>Чиновники -- разработчики программы мероприятий уверяют, что новый план прописывает механизмы, которые выведут систему управления общественным наземным городским транспортом на новый уровень.<BR>По словам Екатерины Голоулиной, заместителя председателя КЭРППиТ и председателя рабочей группы по разработке комплексных мер, не позднее осени 2003 года будет разработан новый городской закон "О наземном маршрутном транспорте общего пользования в Санкт-Петербурге", а также ряд подзаконных актов. Предполагается, что на законодательном уровне будут введены понятия и положения о маршруте, о порядке обслуживания маршрутной сети, о городском заказе на оказание услуг по перевозке пассажиров, о конкурсах на выполнение пассажирских перевозок, о методике расчета норматива эксплуатации и затрат.<BR><BR><B>Разные концепции</B><BR>Уже в 2003 году предполагается ввести новое понятие комплексного маршрута, что позволит отменить разделение маршрутов на коммерческие и социальные, но это станет возможным только после создания законодательной базы. Однако, исходя из объяснений Екатерины Голоулиной, стало ясно, что само понятие "социальный и коммерческий маршрут" все-таки предполагается оставить -- "просто перевозчик, желающий работать на том или ином маршруте, при участии в тендере будет предлагать, сколько и каких автобусов он готов поставить на маршрут и какие из них будут работать как социальные, а какие -- как коммерческие". Идея введения комплексного маршрута -- перекрестное субсидирование социальных маршрутов за счет коммерческих.<BR>Парадоксально, но чиновники Комитета по транспорту администрации Петербурга, наоборот, ушли от практики предоставлять перевозчику право обслуживать маршрут коммерческими и социальными автобусами одновременно. Так как в этом случае у перевозчика отсутствует мотивация развивать социальные перевозки, которые убыточны.<BR>Заставить же перевозчика делать это административными мерами, за счет штрафов, или разрывая договоры на обслуживание маршрута, малоэффективно. Возникают вопросы и относительно законности подобного рода условий конкурса.<BR>Сегодня при проведении тендера на социальные перевозки город обязуется выплачивать компенсацию убытков за перевозку льготных пассажиров. Однако реально этого не происходит. Вероятно, поэтому чиновники и пытаются решить эту проблему за счет перекрестного субсидирования.<BR>По словам Екатерины Голоулиной, тендеры на комплексные маршруты будут предусматривать, что победитель сможет привлекать в качестве субподрядчиков другие компании на обслуживание маршрутов. Это положение, от которого около года назад отказались в Комитете по транспорту в связи с тем, что эта схема создавала почву для перепродажи маршрутов. При такой схеме опыт перевозчика, его собственный подвижной состав не играют никакой роли. А эти критерии не в последнюю очередь определяют серьезность намерений перевозчика, его возможности по обслуживанию маршрутов, ответственность за нарушение условий перевозки пассажиров.<BR><BR>Кондукторов на свалку?<BR>Наиболее вероятным изменением в системе управления пассажирским транспортом может стать появление новой структуры -- "Организатор перевозок". Государственное учреждение, которое возьмет на себя контрольные функции Комитета по транспорту, а также диспетчерские функции ГУПов "Горэлектротранс" и "Пассажиравтотранс". Эта организация должна будет сыграть ключевую роль и в сборе денег за перевозки. По мнению рабочей группы, плату за проезд в "социальных" автобусах будет собирать этот "Организатор". А перевозчик будет получать фиксированную сумму за обслуживание пассажиров на маршруте.<BR>Облегчить процесс сбора денег за проезд планируется за счет введения системы безналичных расчетов при помощи смарт-карт. Эксперимент по обкатке виртуальных платежей уже в 2003-2004 годах предполагается отработать на базе Пушкинского и Павловского автопарков. Турникеты в автобусы и троллейбусы устанавливать не будут, но и от услуг кондукторов предполагается отказаться. Насколько эффективной окажется система, основанная на контролерах, которая работала в советское время, никто сегодня сказать не возьмется.<BR>Чиновники КЭРППиТ заявили о грядущей реорганизации ГУПов "Горэлектротранс" и "Пассажиравтотранс". В настоящее время проведен аудит этих предприятий. По словам Екатерины Голоулиной, в 2003-2004 годах планируется произвести внутреннюю реорганизацию этих предприятий без изменения их формы собственности. В последующем, в 2004-2005 годах, будет принято решение о приватизации этих предприятий и о форме акционирования.