00:0023 декабря 200200:00
9просмотров
00:0023 декабря 2002
Ничто человеческое топ- менеджерам не чуждо: ни кнут, ни пряник, ни индульгенция.
<BR><BR>Ничто человеческое топ- менеджерам не чуждо: ни кнут, ни пряник, ни индульгенция.<BR><BR>Как утверждают консультанты, топ-менеджмент, как правило, слишком критично относится к ошибкам своих подчиненных. Прежде всего это касается крупных предприятий и "низших" слоев компании. Тем не менее большинство опрошенных топ-менеджеров показало себя крайне лояльными людьми. Выводов может быть несколько: или менеджеры понимают бесполезность наказания, или стесняются о нем говорить, что также свидетельствует о первом.<BR><BR><B>Топ не должен быть туп</B><BR>По мнению Евгения Креславского, директора института "Новые возможности", в компаниях ошибки воспринимаются негативно практически всегда.<BR>"Высшее руководство, как правило, держит в голове идеальную модель персонала, считая, что у сотрудников должно получаться все. Зачастую это означает, что персонал должен уметь превращать в реальность все смутные интуитивные фантазии топа, -- размышляет Евгений Креславский. -- Между тем топ прежде всего должен обратить вопрос к себе: точно ли он сформулировал цели, велся ли разговор в диалоговом ключе, чтобы нивелировать различия в понимании ожиданий, делает ли он работу, чтобы углубить это понимание, которая бы развивала менеджера".<BR>По мнению Евгения Креславского, чем больше менеджер инвестирует времени при постановке задачи, тем вероятней его экономия при контроле и оценке. При этом чаще всего бывает наоборот, и тогда топ неизбежно сталкивается с погрешностью. "Один раз на тренинге была ситуация, когда топ-менеджер только с восьмой попытки сумел сформулировать задачу так, чтобы она стала понятной подчиненным, -- говорит Евгений Креславский. -- Я очень благодарен человеку за мужество, поскольку все эти "мучения" происходили на глазах сотрудников".<BR><B>Маски-шоу</B><BR>Что такое ошибка -- вопрос эфемерный, потому как субъективный, но наказание, последующее за ошибкой, как правило, вполне ощутимо. В некоторых компаниях за невыполнение приказов штрафуют даже менеджеров среднего звена, о чем узнает весь персонал по "сводкам" доски объявлений. Специалисты считают, что наказание за ошибки -- это неотъемлемая часть западных концепций менеджмента, а раз концепции показывают свою состоятельность, то и ошибки можно считать роковыми.<BR>Как размышляет один из менеджеров среднего звена крупной западной корпорации, который по понятным причинам не может быть назван, внутренние коммуникации в большинстве западных компаний, где преобладает иностранный менеджмент, довольно слабые, особенно когда речь идет о коммуникации снизу. "Как правило, 80% совершенных ошибок до руководства не доводится, их или камуфлируют путем раскидывания "концов в воду" многочисленных отделов, или существенно занижают потери. В противном случае следует молниеносное увольнение: без анализа произошедшего, вопреки потенциалу сотрудника, а также абсолютно непублично, -- рассказывает аноним. -- Пример несовершенства такой системы показала компания "Вена", увольнение менеджеров которой породило только слухи. Поскольку в западных компаниях процветает исключительный индивидуализм (командный дух западных корпораций -- это миф), то защита русских русскими почти исключена. На моей памяти всего один раз русскоязычный менеджер отстоял своего подчиненного".<BR>Мелкие недочеты в западных корпорациях, как правило, отмечаются снижением итоговой премии. Возвратившись после рождественских каникул примерно 15 января, все сотрудники садятся за годовые отчеты, после чего идет собеседование с HR-менеджерами, оценивающими эффективность сотрудника (по различным аспектам, включая и его коммуникативность) по пятибалльной системе, максимальная сумма бонуса -- это оклад.<BR><BR><B>Преступление и наказание</B><BR>"Штраф за ошибку вреден, -- считает Евгений Креславский. -- Наказание ничего не меняет, оно только дает знак, что нечто произошло и что "туда нельзя", в результате чего начальник может оказаться в информационном вакууме. Последствием ошибки должен быть анализ произошедшего, а потерю денег из-за нее стоит расценивать только как инвестицию в человека и компанию".<BR>Андрей Микешин, генеральный директор ЗАО "Европа-Отель", присоединяется к тем, кто считает, что не ошибается только тот, кто ничего не делает. "Одно дело, когда человек не получил того, что хотел, а другое -- когда не приложил никаких усилий. Разумная деятельность всегда оправданна. На совещаниях я, скорее, всегда призываю менеджеров что-то делать, чем бездействовать, -- рассказывает Андрей Микешин. -- Избежанию ошибок, на мой взгляд, помогает коллективное обсуждение решений всеми заинтересованными департаментами, финансовыми, юридическими и пр., почти все принятые решения -- плод коллективной работы. И, если возникает ошибка, я расцениваю это как ошибку собственную, которая может быть связана в том числе и с тем, что я неправильно оценил силы сотрудника". (Н.У.)