00:0016 декабря 200200:00
10просмотров
00:0016 декабря 2002
Тайное становится явным перед Рождеством: в последние осенние и первые зимние выходные в Лондоне проходит фестиваль Hidden Art Open Studios. На два уикенда обычно закрытые для общения дизайнеры открывают свои студии широкой публике. В рамках фестиваля вот
<BR><BR>Тайное становится явным перед Рождеством: в последние осенние и первые зимние выходные в Лондоне проходит фестиваль Hidden Art Open Studios. На два уикенда обычно закрытые для общения дизайнеры открывают свои студии широкой публике. В рамках фестиваля вот уже второй год в павильонах Art and Ecology в парке Mile End проходит ярмарка Hidden Art Design Fair. Впервые в истории фестиваля под одной крышей с британскими выставлялись и российские дизайнеры.<BR><BR>Пятнадцать человек из двух российских столиц отправились в столицу британскую, чтобы посмотреть, чем живут лондонские дизайнеры, и показать, на что способны русские. В российской экспозиции преобладали металлодекор и свет. Гильдия кузнецов и художников по металлу Петербурга и Северо-Запада, представленная художником-кузнецом из Псковской области Владимиром Тюрягиным, директором ООО "ОВГ" Валерием Галкиным и дизайнером мастерской "Слово" Андреем Яковишиным, привезла тяжелые, но весьма изящные решетки, фонари, металлические скульптуры для интерьера и улиц. Многие из этих работ (например, ворону-"Наполеона") петербуржцы могли видеть на недавней выставке в Манеже. Директор студии "Гарольд" Гарольд Коскур-Оглы украсил экспозицию поблескивающими металлическими лампами, торшерами и приятными аксессуарами. По соседству Дина Хайченко расположила своих невесомых белых улиток, птичий домик и слоника: матовый свет после блеска действовал успокаивающе.<BR><BR>Дизайнеры московской студии "Архрам" Владимир Ананьев и Галина Лопатина представили фото своих работ: монументальное искусство, скульптура, витражи. Москвич Виктор Фрейденберг из дизайн-лаборатории имени себя любимого устроил "Город-Сад -- сад электрорастений". Тотальное насаждение растительных организмов иной формы жизни (ярко-красные цветы-торшеры с чуть помятыми лепестками) привлекало к российскому стенду многих покупателей. Однако Виктор не стремился их продавать: он уже получил специальный приз в Москве "за дизайн массового поражения" и хотел поразить еще большее количество жертв. Ему это удалось: в результате переговоров он обзавелся перспективой выставки в лондонском музее. И для других дизайнеров выставка прошла весьма успешно: многие работы были проданы. "Я не стремилась продавать свои работы, -- говорит Дина Хайченко. -- Но, если кто-то хочет их купить, почему нет?"<BR><BR>Лондонский East End, как известно из школьного курса английского и политической географии, -- район бедный. И лондонским властям за это стыдно. На месте "позорного пятна" они хотят сделать красиво и готовы тратить на это деньги и силы. Почти 10 лет назад правительство задумало превратить Восточный Лондон в край (и центр) высокой культуры: выделили грант, отремонтировали домики и пригласили сюда жить (на льготных условиях) и работать дизайнеров со всей Великобритании. Дважды в год на два уикенда студии лондонских дизайнеров, живущих здесь, открываются для всех желающих. Обычно, чтобы начать работать с тем или иным дизайнером, приходится специально договариваться, в дни фестиваля любой желающий может зайти в любую из студий и будет уверен, что застанет здесь главного творца. А для тех, кто работает не в Восточном Лондоне, построили выставочный центр, где устраивают выставки-презентации.<BR>"Скрытое Искусство" -- инициатива некоммерческой организации Mazorca Projects, поддерживающей долгосрочное развитие творческих проектов. Созданное в 1994 году как объединение 43 дизайнеров одного из кварталов, со временем движение развилось в уникальную структуру, которая поддерживает и продвигает более чем 1800 дизайнеров Восточного Лондона. Российских приобщили к прекрасному по обмену: Mazorca Projects сотрудничает с петербургской организацией "Фестиваль-Экспо", и на февральский фестиваль "Эволюция интерьера. В поисках гармонии", возможно, приедут английские дизайнеры.<BR><BR>Hidden Art Open Studios -- это самое большое европейское событие по количеству одновременно открытых студий и неизменная зимняя традиция для тысяч британцев, желающих купить что-нибудь оригинальное в качестве рождественского подарка. На фестивале можно увидеть все -- от высокого искусства до так называемого ширпотреба. Suck Uk предлагает неоновые зеркала для мальчиков и для девочек (неоновые надписи "направляют" мальчиков налево, девочек направо), светильники со "сливом" push on/off, резиновые пепельницы, которые можно мять (огнестойкие), магниты для холодильника, служащие одновременно открывашками для бутылок. Susse Collection -- всевозможные сумки самых невероятных форм и расцветок, Sarah Pulvertaft -- оригинальные ювелирные украшения, Nicola Tassie -- керамические изделия.<BR>Дизайн многообразен, и любители его имеют уникальную возможность выбрать из очень широкого ассортимента изделий: от текстиля и драгоценностей до светильников, мебели, керамики и стеклянной посуды. Те же, кто впервые принимает участие в Hidden Art Open Studios, имеют шанс найти своих поклонников.<BR><BR>В своем стремлении к искусству российские дизайнеры руководствовались фразой "кто ищет, тот всегда найдет" и не упускали возможности приобщиться к творчеству своих британских коллег, посещая чужие студии. Даже не участвовавшие в экспозиции (председатель Петербургского союза дизайнеров Владимир Санжаров, президент Московского союза дизайнеров Сергей Смирнов, модельер Татьяна Котегова и др.) ловили флюиды лондонского дизайна. Однако увидеть работу всех 63 открытых студий "Скрытого искусства" оказалось не под силу никому. Тем более что кроме фестивальных выставок москвичам и петербуржцам хотелось посмотреть все. И Музей дизайна, где директор салона "Окания art лine" Николай Вейнерт не смог сдержать восхищения перед хромированным автомобилем, а Наталья Якутова радовалась, увидев знаменитый стул Филипа Старка наяву. И галерею современного искусства Tate, где заместителя директора фестиваля "Эволюция интерьера" Елену Балашову впечатлил рояль с выпадающими клавишами. И "живое" искусство лавочек и блошиных рынков, где Дина Хайченко умилялась бисерным кошелькам, а Виктор Фрейденберг поражался обилию шляп и резиновых масок. Да и просто архитектура Лондона, где по старой кирпичной кладке выведены яркие трубы, а к старому мосту просто приварен современный. И в модном магазине, и в квартале ювелирных изделий в Camden, и в студиях Bethnal Green, и в павильонах парка Mile End, даже просто в метро -- везде дизайнеров поджидали неожиданные сюрпризы и новые идеи. Но оказалось, что пресытиться ими невозможно: на обратном пути, уже в самолете, самые стойкие уже любовались в иллюминатор плотными "пушистыми" облаками и похожими на абстрактные керамические панно "топографическими" пейзажами.<BR>