России рекомендовано включиться в Болонский процесс

В Российской Федерации созданы предпосылки для вхождения системы высшего профессионального образования в Болонский процесс.

<BR><BR>В Российской Федерации созданы предпосылки для вхождения системы высшего профессионального образования в Болонский процесс.<BR><BR>К такому выводу пришли участники международного семинара "Интеграция российской высшей школы в общеевропейскую систему высшего образования: Проблемы и перспективы", который проходил на базе Санкт-Петербургского государственного университета по приказу Минобразования. (см. "ДП" №214, www.dp.ru).<BR>Главные рекомендации, которые казались устроителям чуть ли не революционными: "Поддержать инициативу российских вузов по развитию интеграционных процессов, содействующих академической мобильности", "Интенсифицировать всестороннее обсуждение вопроса о присоединении России к Болонскому процессу" и "Ускорить принятие решений по инициированию подключения России к Болонскому процессу", напоминали аморфные призывы к политическому празднику. Никаких сроков, никаких конкретных обязательств.<BR>Вадим Касевич, проректор по учебно-методическим объединениям Санкт-Петербургского государственного университета, заместитель председателя программного комитета Международного семинара, считает главным результатом официальное признание того, что Россия впервые официально декларирует стремление включиться в Болонский процесс. По словам Вадима Касевича, конкретные сроки самого включения и подготовительных мероприятий будут известны к сентябрю 2003 года, когда официальная делегация России примет участие в ежегодной конференции стран Болонской конвенции.<BR><BR><B>Кто на первой базе</B><BR>Участники международного семинара посчитали целесообразным создать на базе Санкт-Петербургского государственного университета рабочую группу для изучения всех аспектов Болонского процесса. Вместе с Петербургским государственным университетом, Московским государственным университетом, Минобразования России с участием ведущих вузов РФ и общественными организациями рабочая группа займется вопросами совместимости требований Болонского процесса с российскими реалиями.<BR>На семинаре признали, что действующее законодательство предусматривает возможность реализации многоступенчатой структуры высшего профессионального образования. В ряде вузов, сотрудничающих с западными университетами, уже функционирует многоступенчатая структура основных образовательных программ. Действующие государственные образовательные стандарты создали возможность сопряжения на первых-третьих курсах программ подготовки бакалавров, дипломированных специалистов и магистров с последующим выбором самим студентом траектории обучения. Существуют вузы, в которых проходят эксперименты по организации образовательного процесса на основе зачетных единиц, совершенствуется государственная система оценки качества высшего профессионального образования, а также формируются внутривузовские системы управления качеством образования.<BR><BR><B>Следующее поколение</B><BR>Участники международного семинара рекомендовали Министерству образования РФ при реализации программы модернизации отечественной системы высшего профессионального образования учитывать перспективы вступления России во Всемирную торговую организацию, а также положения Болонской декларации и сопровождающих ее документов. Для этого необходимо обеспечить доступность для граждан и студентов зарубежных стран информации о российской системе образования, о структуре квалификаций, дипломов и о процессах модернизации высшего профессионального образования в России, разработать методологию модульного построения образовательных программ и рекомендации по формированию государственных образовательных стандартов с использованием зачетных единиц.<BR>Признано необходимым "активизировать взаимодействие с министерствами РФ по расширению практического признания квалификации "бакалавр" на предприятиях, в учреждениях и организациях конкретных отраслей". Согласовать с Минтруда России работу по сопряжению квалификационных требований к специалистам с высшим профессиональным образованием по подготовке бакалавров, дипломированных специалистов и магистров. Предполагается разработать систему выпускных документов, совместимых с общеевропейским "Приложением к диплому (Diploma Supplement)", и инструкцию о порядке заполнения дипломов и приложений к ним на основе зачетных единиц. (Б.М.)