00:0016 декабря 200200:00
17просмотров
00:0016 декабря 2002
Моя знакомая решила открыть в Петербурге магазин The Body Shop. Очень уж ей нравится эта британская компания и ее магазины натуральной косметики. Речь не шла о том, чтобы поступить на работу в фирму, она хотела заключить договор франчайзинга -- почему бы
<BR><BR>Моя знакомая решила открыть в Петербурге магазин The Body Shop. Очень уж ей нравится эта британская компания и ее магазины натуральной косметики. Речь не шла о том, чтобы поступить на работу в фирму, она хотела заключить договор франчайзинга -- почему бы и нет? Чтобы все было по-настоящему: магазин выглядел так же, как все магазины The Body Shop в мире, вывеска была написана точно таким же шрифтом, а косметика на полках лежала оригинальная.<BR>Многие петербургские магазины хотя и торгуют определенными марками одежды или косметики, договоры франчайзинга не заключают, просто строят похожие на оригинальные интерьеры и закупают коллекции от модных домов. Говорят, так проще. Моя знакомая, однако, настаивала и пошла прямой дорогой. Она написала письмо в компанию, где рассказала о желании продвигать торговую марку в Петербурге, изложила свое предложение и спросила о требованиях, которые компания предъявляет к франчайзи. Письмо отправила по электронной почте на адрес компании, найденный в Интернете, и стала ждать ответ. Прошло больше года, но ответа так и не последовало.<BR><BR>"Неудивительно, -- говорит Никита Кондрушенко, управляющий салоном Gianni Versace в Петербурге, -- если послать письмо, не зная никого в компании, в лучшем случае вы получите стандартный отказ: "В настоящее время у компании нет планов по развитию бизнеса на вашем рынке". Россия никого не интересует, а объемы продаж на нашем рынке смехотворно малы".<BR>Чтобы с потенциальным франчайзи стали разговаривать, нужно знать хотя бы кого-то лично. Большинство желающих открыть свой "настоящий" магазин заводят знакомства на выставках. "Подойдет даже третьестепенный менеджер, -- считает Никита Кондрушенко. -- Если вы его заинтересуете, возможно, он упомянет о вас в разговоре с боссом. Вероятно, его босс тоже заинтересуется и захочет с вами пообщаться. Это очень непростая и окольная дорога, но другого пути попросту нет".<BR><BR>Второе важное условие -- деньги. По опыту управляющих петербургскими бутиками $1 млн на открытие бутика дорогой марки вполне достаточно. Деньги немаленькие, а условий еще больше.<BR>"Договор франчайзинга подобен приговору, который вы к тому же сами подписываете. -- Никита Кондрушенко весьма резок в оценках. -- По этому договору владелец торговой марки не должен ничего, вы же должны все. Шаг вправо, шаг влево караются, образно говоря, расстрелом. Фарнчайзи должен выполнять все условия, предоставлять все данные, отчитываться по первому свистку". Татьяна Федорович, коммерческий директор ООО "Леон", которое управляет бутиком Escada, не столь категорична. "Отношения франчайзинга достаточно серьезны и предусматривают взаимную ответственность партнеров", -- говорит она. Дом моды Escada была создан в Мюнхене в 1976 году. Основали фирму дизайнер Маргарита Лей и ее муж Вольфганг -- бизнесмен, разработавший и реализовавший маркетинговую политику Escada.<BR>"Бутики Escada во всем мире должны отвечать стандартам компании, -- продолжает Татьяна Федорович. -- Так, дизайн-проект магазинов Escada может готовить только архитектор Escada. В Петербург архитектор Зигмунд Гейслер не только создал проект, но неоднократно приезжал и контролировал весь процесс строительства. Мы не согласовывали только кандидатуру подрядчика с Мюнхеном. Компанию интересовал конечный результат, и он их вполне устроил".<BR><BR>Эти строгие правила одинаковы для всех домов моды. Бутики, пусть и объединенные единым брэндом, не обязаны походить друг на друга как две капли воды, но дизайнерская концепция должна быть единой.<BR>Такой точки зрения придерживаются и представители торговой марки Мexx, которые, кстати, не идут по пути франчайзинга. "Дизайн-проект магазина этой марки в Петербурге был создан представителями голландского офиса. Это позволило построить магазин в том же стиле, в котором построены все магазины Мexx в мире", -- говорит Оксана Лемиш, генеральный директор ООО "Алмаз", управляющего магазином Мexx в Петербурге.<BR>Строгим канонам подчинена и реклама торговой марки. Это, кстати, опять же справедливо не только для франчайзинговых схем. Например, американская корпорация Wolverine World Wide (владелец таких торговых марок, как Hush Puppies и CAT) требует от дистрибьюторов соблюдать ряд правил в рекламе. В частности, необходимо использовать лишь установленный вид шрифта, логотипа, собака может быть сфотографирована строго определенным образом. Причина столь строгих правил очевидна. По объему продаж торговая марка Hush Puppies стоит на 4-м месте в мире после Nike, Reebok и Adidas. На кон поставлены миллионы долларов.<BR><BR>Впрочем, вернемся к бутикам. Ограничения распространяются не только на саму рекламу, но также на ее размер или на те журналы, в которых она может быть размещена. "Для нас, например, Vogue или Elle относятся к числу "разрешенных", -- утверждает Татьяна Федорович. -- К примеру, мы не можем купить в журнале лишь четверть полосы, только полосу целиком. Наша реклама не может соседствовать с рекламой автомобиля "Запорожец". А вот с Porsche или Mercedes -- пожалуйста".<BR>Столь же строго регламентированы и поставки продукции. Во франчайзинговом бутике должна быть представлена вся актуальная коллекция целиком. Это ограничение не лишает менеджеров самостоятельности, уверена Татьяна Федорович. "Делая отбор коллекции на будущий сезон, мы полагаемся на свой вкус, на тенденции развития моды, на состояние рынка, на потребности клиентов в данном конкретном городе, -- поясняет она. -- Например, в разных городах у покупателей могут быть разные цветовые предпочтения".<BR><BR>Кстати, именно это ограничение отличает фирменный бутик от всех остальных магазинов. "Нередко можно видеть длинный список модных брэндов на витрине какого-нибудь бутика, -- рассказывает Татьяна Федорович. -- Понятно, что места для выставления всех коллекций этих брэндов в магазине просто нет. Следовательно, это не фирменный бутик, а в происхождении предметов можно усомниться". С ней согласен и Никита Кондрушенко. "Владельцы подавляющего количества бутиков в Петербурге приобретают свой товар не официально у производителя, а через третьи руки, -- рассказывает он. -- Если помножить это на непомерные аппетиты владельцев магазинов, понятно, почему цены на вещи прошлых сезонов, а порой и на просто подделки могут быть в 2-3 раза выше, чем в Европе".<BR>По оценке Никиты Кондрушенко, соотношение "настоящих" бутиков к "серым" (по аналогии с "серыми" автомобильными дилерами) составляет в Северной столице 20% к 80%. "Мы не живем, а выживаем, -- говорит управляющий салона Gianni Versace в Петербурге, имея в виду честных предпринимателей от моды. -- По большому счету, нам можно ставить памятник при жизни за то, что мы еще строим какое-то подобие модной жизни в городе. Ведь таких людей в Петербурге не больше десятка".