Группа "Ангстрем" бьется за проценты

Газета "Деловой Петербург" продолжает серию публикаций о роли логистического менеджмента в деятельности петербургских предприятий.

<BR><BR>Газета "Деловой Петербург" продолжает серию публикаций о роли логистического менеджмента в деятельности петербургских предприятий.<BR>Снижение издержек на перевалку сырья, складирование готовой продукции, оптимизация движения товарных ресурсов внутри производства -- одни из главных инструментов конкурентной борьбы ЗАО "Группа "Ангстрем".<BR>Промышленная переработка крупяной продукции требует больших производственных и складских площадей, а также удобного территориального расположения. По словам председателя совета директоров ЗАО "Группа "Ангстрем" Игоря Стрельникова, при выборе места для производственной площадки именно ее близость к транспортным путям сыграла решающую роль.<BR>Сырье для производства ЗАО "Ангстрем" поступает из многих стран мира как по морю (80%), так и по суше (20%). Задействован, соответственно, морской, железнодорожный и автомобильный транспорт. По морю приходит сырье из Таиланда, Египта, Вьетнама, США. Из России и стран СНГ рис везут посуху.<BR>Когда сырье для производства ЗАО "Ангстрем" поставляют по морю, то для предприятия приходит, как правило, целый теплоход. Это партия в 5-6 тысяч тонн упакованного в мешки риса.<BR>При создании схемы товаропотоков, для оптимизации логистических издержек и оптимизации самого движения товаров, в компании "Ангстрем" пользовались собственным опытом и мировой практикой. Начальник отдела логистики и складского хранения ЗАО "Ангстрем" Дмитрий Пелихов прошел четырехлетнее обучение по курсу управления логистическими процессами в Санкт-Петербургском инженерно-экономическом университете. "Мы создавали свою собственную логистическую модель исходя из уже существующей на предприятии схемы производства. При этом мы, конечно, пользовались мировой теорией логистики, но, безусловно, все адаптировалось под "Ангстрем". То есть получился некий симбиоз мировой теории и нашего опыта", -- утверждает Дмитрий Пелихов.<BR><BR><B>Складские издержки</B><BR>Всего в мире существует порядка 200 сортов риса, но "Ангстрем" работает с 10 наиболее популярными рисовыми позициями. Учитывая, что теплоход с рисом приходит раз в 2 месяца, организовать потоки перерабатываемого сырья достаточно сложно. Производство должно работать без перебоев, при этом издержки на хранение должны быть минимальными.<BR>Первые 2-3 недели рис хранят на портовых складах, затем, во избежание резко возрастающих складских расходов, перевозят на склады ответственного хранения, находящиеся поблизости от производственной площадки группы "Ангстрем". Кроме того, за это время порядка 600 тонн сырья (10% от теплохода) перерабатывается в готовую продукцию.<BR>На складах ответственного хранения группа "Ангстрем" держит два вида минимального товарного запаса (готовой продукции и сырья). Готовой продукции хранят в объемах 2-5 дней реализации, запас сырья обеспечивает 7-10 дней работы производства. Отдельно учитывают запас риса, который доставляют на теплоходах. К приходу следующего судна обычно остается порядка 100 тонн переходящего остатка риса. Норма объема хранения риса выше, чем объема хранения других видов сырья (например, гречи), т.к. дискретность поставок по рису (приход теплохода 1 раз в 2 месяца) намного ниже, чем по другим видам продукции.<BR><BR><B>Информационная система</B><BR>В 1998 году одновременно с ростом производства (в 1999 году прирост объемов производства по отношению к предыдущему году составил 12%, в 2000-м -- 15%, в 2001-м -- 21%) в компании "Ангстрем" стали переходить от ручного руда к автоматизации и механизации производства. Создана система штрих-кодирования, для оптимизации складского учета внедрена адаптированная версия программы "1С Склад". Настройкой программы под нужды компании занимались собственные программисты. Программное обеспечение и стало хребтом, на котором построена логистическая модель ЗАО "Группа "Ангстрем". Всего в единую сеть автоматизированного учета движения материально-финансовых ресурсов объединили порядка 40-50 рабочих мест.<BR>В настоящий момент в ЗАО "Группа "Ангстрем" ведется работа над адаптацией компьютерной системы к новым форматам торговли (cash & carry, дискаунтеры).<BR>Автоматизированная система "Система "Склад" организует единый информационный поток, объединяющий работу складского комплекса, производства, транспортной компании и компаний, осуществляющих дистрибуцию. Информация базируется на данных о продажах, учитывая объем неснижаемых остатков. В рамках этой информационной системы разрабатывается производственный план. К его основным задачам относятся: поддержание оптимального уровня неснижаемых остатков и выполнение плана продаж. Эта система работает в рамках одного месяца с ежедневной корректировкой производственных заданий на каждую рабочую смену. Существует определенный перечень внутренних документов, регламентирующих работу этой системы (производственный план на каждый день, план ПРР -- план погрузочно-разгрузочных работ, план реализации (еженедельный)).<BR>Для оптимизации издержек в ЗАО "Группа "Ангстрем" стремятся к сокращению плеч погрузочно-разгрузочных работ в работе по перевалке сырья. Постепенно уменьшается доля ручного труда (применяют погрузчики). На производстве компании поддерживают такой режим работы, при котором количество переналадок ассортимента позиций в течение смены было бы минимальным.<BR><BR><B>Производственная логистика</B><BR>Логистические издержки в стоимости единицы товара ЗАО "Ангстрем" составляют 3-4%. По мнению Игоря Стрельникова, этот показатель может стать еще ниже. В первую очередь за счет снижения количества плеч погрузочно-разгрузочных работ. "Процесс снижения издержек перманентный. Снижение даже на 1% -- принципиальное снижение при существующем их уровне", -- утверждает Игорь Стрельников.<BR>Для улучшения производственной логистики в ЗАО "Группа "Ангстрем" планируется установить еще одну, пятую по счету, линию Bestrom. Изменится технология производства: за рабочую смену на одной машине станут перерабатывать одну товарную позицию. Это позволит избежать переналадок производственной линии, что неизбежно, когда за смену на одной машине производят несколько товарных позиций. По словам Игоря Стрельникова, это позволит увеличить КПД производства на 10%. Всего в ассортименте ЗАО "Группа "Ангстрем" порядка 70 товарных позиций.<BR>