Автошколы подпитывают себя магазинами и стоянками

По подсчетам специалистов, в Петербурге сейчас действует порядка 200 автошкол. Большая часть из них -- небольшие образовательные учреждения без собственной площади, автопарка и стабильного штата преподавателей.

<BR><BR>По подсчетам специалистов, в Петербурге сейчас действует порядка 200 автошкол. Большая часть из них -- небольшие образовательные учреждения без собственной площади, автопарка и стабильного штата преподавателей.<BR>Тем не менее каждый год в городе прибавляется десяток-другой автошкол.<BR><BR>Не доходно?<BR>Практически все директора петербургских автошкол уверяют, что грамотно и правильно организованная автошкола сегодня -- не очень доходное дело. "Помещение, оформленное в аренду, окупается медленно, -- сетует директор автошколы "Водитель" Владимир Рудля, -- практически все деньги, которые мы получаем от обучения, приходится тратить на бензин, запчасти и зарплату преподавателям, к тому же сейчас очень активна конкуренция".<BR>Директор образовательного учреждения "Светофор" (одной из крупнейших автошкол в Петербурге) Владимир Чудаков согласен с этим. "У НОУ "Светофор" 22 филиала в разных частях города, -- говорит он, -- кроме автошколы нам еще принадлежат автостанция по ремонту автомобилей и платная стоянка. Если бы не эти виды деятельности, компании пришлось бы туго, потому что автошкола сама по себе приносит сейчас небольшую прибыль. Средства, которые мы зарабатываем, не могут полностью погасить полноценный ремонт автомобилей. Но, благодаря тому, что у нас есть собственная ремонтная автостанция, эта статья расходов отпадает".<BR>В этой же ситуации находится элитная автошкола "РРТ-Пилот". Холдинг "РРТ", в который она входит, обеспечивает ремонт автомобилей и бензин, поэтому постоянные затраты ее относительно невелики. Тем не менее директор "РРТ-Пилот" Ирина Грумова считает, что для того чтобы автошкола у нас в стране была таким же прибыльным делом, как на Западе, необходимо повысить стоимость обучения хотя бы до $500.<BR>Несмотря на жалобы, автошколы в Петербурге продолжают открываться. Ирина Грумова объясняет это так: "Открыть автошколу не очень сложно. Иногда предприниматели арендуют плохое помещение, некачественно его оборудуют, нанимают непрофессиональных преподавателей и инструкторов с собственным автотранспортом и начинают обучение. Они не тратятся на ремонт автомобилей и мало платят работникам, таким образом зарабатывая приличные деньги". Существует также другой способ неплохо заработать в этом бизнесе: в цену за обучение не включается стоимость бензина, медицинской справки, специальной литературы, экзаменов и т. д. Все это автошкола готова предоставить своим клиентам, но уже за отдельную плату. Еще один очень распространенный способ получить прибыль с автошколы -- не доездить обязательные для вождения часы и требовать плату за продолжение обучения вождению.<BR><BR><B>Как открыть</B><BR>Для создания автошколы необходимо получить лицензию на образовательную деятельность, максимальный срок действия которой 5 лет. Это, как известно, процесс длительный, сбор документов и рассмотрение их Лицензионной палатой Петербурга могут растянуться на полгода. В это время можно найти и оформить в аренду помещение для занятий, оборудовать его по нормам, установленным Комитетом по образованию. А также на первых порах можно нанять на договорной основе инструкторов и преподавателей со свидетельством на право обучения и с собственным автотранспортом. Затем, после расширения предприятия, конечно, можно завести и собственный автопарк, а преподавателей перевести в штат. Но многие автошколы, проработав много лет, этого так и не делают.<BR>"Для нашего бизнеса частные машины гораздо выгоднее школьных, -- считает директор автошколы "Смольнинское" Дмитрий Димант, -- потому что за автомобилями в любом случае следят мастера ПОВ (производственного обучения вождению). О своем личном транспорте они заботятся гораздо внимательнее, а для нас важно хорошее состояние машин. К тому же содержать собственный автопарк и штат сотрудников со стабильной заработной платой сейчас очень накладно для школ".<BR>Основные преподаватели, которые ведут теоретический курс, должны иметь кроме свидетельства на право обучения (оно выдается один раз на всю жизнь) еще высшее или среднее специальное образование.<BR><BR><B>Не все расходы</B><BR>Полный курс обучения в автошколах Петербурга стоит от 3700 рублей и выше. В районах с небольшой конкуренцией владельцы могут себе позволить поднять цену до 3900 рублей. Более высокие цены встречаются только в специализированных элитных школах. Свободнее в установлении цен себя чувствуют директора автошкол в пригородах. В Сестрорецке, например, всего одна автошкола, и обучение в ней стоит несколько дороже. "Честно говоря, называемая цена обучения не включает полностью всех расходов, -- признается заместитель директора НОУДО "Класс" Вера Павлова, -- в школе "Класс" кроме платы за обучение ученики вынуждены платить еще и за сами права".<BR>"Экономическая нестабильность непосредственно отражается на нашем бизнесе, -- сокрушается Владимир Чудаков, -- особенно тяжело приходится, когда внезапно растут цены на бензин. Цену за обучение приходится увеличивать, иначе преподаватели отказываются работать, а ученикам это не нравится, некоторые требуют деньги назад и прекращают учебу".<BR><BR><B>Элита</B><BR>Кроме среднестатистических в городе существуют специализированные автошколы. Обучение в них стоит гораздо больше, чем в обычной школе, в среднем около 10 тысяч рублей. Такие школы, как правило, имеют собственные тренажерный зал, а также оборудованную для вождения площадку. В подобных автошколах обучают прежде всего вождению в экстремальных ситуациях, которые искусственно создаются на тренажерах и на площадке. Например, в Центре высшего водительского мастерства Андрея Герасенкова права не выдают. Там работают только с клиентами, уже имеющими права или какие-то навыки вождения. Другая элитная автошкола -- "РРТ-Пилот" входит в холдинг "РРТ", основные направления деятельности которого -- тюнинг и продажа автомобилей ВАЗ.<BR><BR><B>Отношения с ГИБДД требуют увертливости и ответственности</B><BR>С ГИБДД, с которым руководство автошкол сталкивается довольно часто, проблем у школ почти не возникает. Отношения между ними формируются из трех этапов.<BR>u Первый -- это регистрация классного помещения, в котором занимаются группы. Если оно оборудовано неправильно или неудобно, сотрудник ГИБДД откажется регистрировать класс, и деятельность автошколы будет запрещена.<BR>u Следующий этап -- регистрация набранных автошколой групп: в ГИБДД предоставляются списки учеников, каждый из которых проверяется и утверждается или нет.<BR>u Последний этап -- это уже экзамен; но здесь с ГИБДД контактируют больше сами ученики, а не сотрудники автошколы. (Г.А.)