00:0028 октября 200200:00
21просмотров
00:0028 октября 2002
Российский союз промышленников и предпринимателей недавно переложил библейские заповеди на язык, понятный бизнесменам.
<BR><BR>Российский союз промышленников и предпринимателей недавно переложил библейские заповеди на язык, понятный бизнесменам.<BR><BR>Довольно обтекаемые формулировки хартии корпоративной и деловой этики, по мнению некоторых экспертов, вряд ли изменят деловую жизнь. По сути, для соблюдения этих требований существует Конституция РФ, которой должен следовать любой добропорядочный гражданин, будь то бизнесмен или пенсионер. А также -- уголовный, налоговый и арбитражный кодексы. Кроме того, пока РСПП намерен распространять эти правила только на своих членов, в России их около 320 тыс. -- в течение полутора лет РСПП рассчитывает понять, насколько они востребованы рынком.<BR><BR>Все в суд!<BR>Главным регулирующим механизмом добропорядочности бизнесменов будет Третейский суд; сейчас идет выбор арбитров из 40 бизнесменов. Представители РСПП понимают, что кристально чистых бизнесменов в России быть не может, поэтому одним из главных критериев будет опыт и авторитетность предпринимателя.<BR>В числе кандидатов на "третейских судей" есть и петербургские бизнесмены, их фамилии пока не разглашаются. Сейчас создается регламент внесудебного разрешения конфликтов. Исходов разбирательств может быть несколько: или ответчик будет признан виновным, или жалоба инициатора -- безосновательной. В случае, если виновный не исправится в течение месяца после решения арбитра, его будут ждать исключение из РСПП и общественное порицание; спор получит публичную огласку с привлечением СМИ, что может сказаться на бизнесе компании.<BR>По поводу подобных разрешений конфликтов в Петербурге мнения расходятся. Так, генеральный директор строительной компании "Импульс" Андрей Блинков сравнил подобные инициативы с правилами шариата и законом джунглей. "Я не понимаю этого по определению, -- заявляет Андрей Блинков. -- Мы, например, стремимся вступить в международные организации и в то же время организуем "суды", где бы собирались авторитеты и решали все "по понятиям". На это есть Конституция, уголовный и административный кодексы, а не "стрелки!"<BR>Михаил Богданов, первый заместитель генерального директора ОАО "Третий парк", считает, что это возможно только теоретически, а на практике вряд ли будет работать. "Жизнь показывает, что, если бизнесу ничто не угрожает, на этику мало кто обращает внимание. Я слабо верю в развитие воспитательного процесса, -- размышляет Михаил Богданов. -- По крайней мере, серьезных попыток на сегодняшний момент не было. Кроме того, мне кажется, бизнесмены уже устали от сомнительных предложений (общественное признание, бизнес-тренинги), за которые так или иначе приходится платить им".<BR>По мнению Натальи Матюхиной, президента АНО "Примирительная палата по экономическим и трудовым спорам Санкт-Петербурга", подобные планы противоречат собственно нормам посредничества. "Конечно, хорошо, что РСПП обратил внимание на необходимость посредничества, -- считает Наталья Матюхина. -- Но посредник -- это прежде всего специалист, причем независимый, не работающий в реальном бизнесе. Подобных специалистов готовят на Западе, сейчас и в России, им выдают сертификаты, они подписывают определенные кодексы. Чтобы привести стороны к примирению, необходимо владеть определенными приемами, посредник обязан сохранять нейтральность, не становиться судьей или адвокатом, он не решает, кто прав, кто виноват, не дает оценок. Его дело -- организовать процесс активизации доброй воли обеих сторон. Основой посредничества является не выявление позиции, а выявление интересов. При этом все участники процесса обязаны сохранять конфиденциальность при любом исходе. Тонкостей здесь очень много. Поэтому говорить о том, что неподготовленные бизнесмены могут принимать участие в посредничестве, несколько странно".<BR><BR><B>Откуда растут уши</B><BR>Причина возникновения хартии с вытекающим оттуда Третейским судом -- в увеличении количества обращений в РСПП: если еще в прошлом году бизнесмены предпочитали разбираться друг с другом своими силами, то только за октябрь этого года в общественную организацию поступило около 100 жалоб.<BR>На Западе уже работают механизмы, которые помогают во внесудебном порядке рассматривать корпоративные споры. 80% бизнес-конфликтов рассматривается вне суда, поскольку в большинстве случаев предмета права попросту нет. Так, в американской организации CPR используются методы "альтернативного механизма разрешения споров", или ADR (Alternative Dispute Resolution). По его правилам, обе стороны должны найти общих посредников, которые попробуют разрешить конфликтную ситуацию и найти компромиссное решение. CPR также занимается и вопросами этики: он разработал "CPR корпоративные обязательства", которые подписали более 4 тыс. компаний Северной Америки и Европы.<BR>Среди правил, которые на Западе не принимают во внимание, четвертый пункт хартии: почему-то считается, что за границей его выполняют по умолчанию. И, напротив, одной из популярных мер воздействия на конкурентов в России является привлечение общественности.<BR><B>Хартия корпоративной и деловой этики</B><BR>u Вести предпринимательскую деятельность, основываясь на принципах добропорядочности и справедливости, честности во взаимоотношениях со своими партнерами и конкурентами.<BR>u Способствовать укреплению основ института собственности, не предпринимать действий, направленных на подрыв его принципов.<BR>u Руководствоваться реальным смыслом законов, избегать применения различных толкований, не соответствующих духу законодательных актов, не использовать формальные процедуры для достижения целей, не совместимых c нормами корпоративной этики.<BR>u Отказываться от совершения действий, направленных на усиление социальной напряженности в обществе.<BR>u Не оказывать незаконного влияния на решения судебных, правоохранительных или иных официальных органов для достижения своих корпоративных целей.<BR>u С уважением относиться к своим конкурентам, не прибегать к незаконным формам борьбы, использовать только корректные методы, соответствующие корпоративной этике.<BR>u Заботиться о поддержании как собственной деловой репутации, так и репутации российского бизнеса в целом, избегать участия в распространении напрямую либо через третьих лиц заведомо ложной и непроверенной информации.<BR>u В ситуации конфликта интересов добиваться разрешения споров путем переговоров, использовать механизмы внесудебного разрешения споров, предоставляемые Комиссией РСПП по корпоративной этике.<BR>u Уважать решения Комиссии РСПП по корпоративной этике.