Заводы выгонят с острова

В течение 2 недель ЗАО "Морской вокзал" выберет проектную организацию для проведения оценки проекта развития на Васильевском острове морского пассажирского порта, общая стоимость которого предварительно оценивается в $250-300 млн. При этом предполагается,

<BR><BR>В течение 2 недель ЗАО "Морской вокзал" выберет проектную организацию для проведения оценки проекта развития на Васильевском острове морского пассажирского порта, общая стоимость которого предварительно оценивается в $250-300 млн. При этом предполагается, что производства ОАО "Севкабель" и ОАО "Кожевенный завод им. Радищева" будут перенесены с территории Васильевского острова на новое место.<BR>Как сообщил "ДП" Владимир Малик, генеральный директор ЗАО "Морской вокзал", сейчас ведутся переговоры с рядом организаций, а работы по предварительным оценкам ряда направлений проекта уже начаты специалистами Морвокзала.<BR>Чтобы порт работал круглогодично, планируется, что он будет принимать не только пассажиров, но и пакетированные контейнерные грузы.<BR>Владимир Малик также возглавит Агентство по развитию территории порта и предпортовой зоны, которое будет создано до конца 2002 года. Решение об этом было принято на заседании рабочей группы 15 октября, созданной по инициативе администрации Петербурга под патронажем Комитета экономического развития, промышленной политики и торговли и советника губернатора Юрия Никифорова (см. "ДП" №183/02, www.dp.ru).<BR>Планируется, что учредителями агентства также станут предприятия, расположенные на территории порта (ОАО "Севкабель", ОАО "Кожевенный завод им. Радищева", ТД "Нарвская ярмарка"), и ряд девелоперских фирм, в частности холдинг "Просперити". Агентство будет иметь общий статус агентства по развитию территории, определяемый Распоряжением губернатора №117 от 1 февраля 2001 года. Его первой задачей станет разработка концепции развития территории порта и согласование действий участников проекта, мнения которых относительно перспектив проекта в настоящее время серьезно расходятся.<BR><BR><B>Переносить или не переносить</B><BR>Сейчас самым острым является вопрос о переносе действующих производств, расположенных на набережной от Морcкого вокзала до Балтийского завода (вдоль Кожевенной линии Васильевского острова). По итогам совещания рабочей группы участники разошлись, определившись с планами по созданию агентства, но не придя к единому мнению по другим вопросам. Однако в протоколе этого совещания, присланном участникам позднее, "Севкабелю" было предложено в достаточно сжатые сроки (до 10 ноября) проработать вопрос о переносе своего цеха. Как сообщил Геннадий Макаров, генеральный директор ОАО "Севкабель", это явилось для него неожиданностью. "Я на совещании рабочей группы высказался однозначно -- цех ОАО "Севкабель", располагающийся на набережной, перенести невозможно, -- говорит Геннадий Макаров. -- Помимо затрат, которые могут быть очень высоки, перенос этого цеха разорвет технологическую цепочку -- ведь часть производства останется, и повлечет за собой дополнительные затраты, связанные с внутризаводской логистикой. Нельзя переносить один цех, придется переместить все производство, а это десятки или сотни миллионов долларов. В то же время мы выступаем за развитие порта, готовы участвовать в разработке концепции, но хотелось бы быть уверенными в том, что экономическая целесообразность не будет принесена в жертву чьим-то амбициям. Для того чтобы обсуждать конкретные вопросы, надо сначала определиться с организационной основой новой структуры -- кто и как будет заниматься этим проектом, каковы будут источники финансирования. Пока мы предложили увеличить зону между цехом и набережной -- берег можно намыть. Однако в любом случае непонятно, кто будет финансировать это. Причальные стенки у нас есть, но они в таком состоянии, что пригодны только для приема небольших судов. Реконструкция причальной зоны может также вылиться не в один миллион долларов".<BR>Технология производства одного из видов кабеля, подводного, связана с необходимостью выхода цеха на воду, кроме того, данный цех включен в мобилизационные мощности Минобороны. "Губернатор Яковлев сам в ходе визита на предприятие летом этого года в ответ на вопрос журналистов о возможности переноса производства сообщил, что "Севкабель" стоял, стоит и будет стоять, -- подчеркивает Геннадий Макаров. -- Поэтому предложение проработать возможность переноса нашего производства явилось для меня неожиданностью: мы свою позицию уже высказали".<BR>Другое производственное предприятие в этой зоне -- Кожевенный завод им. Радищева, -- по словам одного из топ-менеджеров завода, пожелавшего остаться неназванным, в последние 2 года ощущает некоторый прессинг со стороны администрации Василеостровского района. "На нас просто ополчились, -- говорит он. -- Постоянные проверки, попытки возбудить процедуру банкротства, в обеспечение иска налоговой инспекции наложен арест на наше имущество и счета, хотя мы готовы добровольно расплатиться. Работа предприятия в последнее время просто парализована".<BR>"Несмотря на то что продукцией нашего завода являются толстые кожи, технические изделия из них и мездровый клей, пользующиеся повышенным спросом, мы с пониманием относимся к проекту "Развитие пассажирского порта", -- говорит Юрий Коваленко. и.о. генерального директора ОАО "Кожевенный завод им. Радищева". -- Мы готовы принять посильное участие в его реализации. Видимо, в сязи с тем, что авторы проекта еще детально не проработали свою концепцию, мы не знаем, как планируется использовать территорию и здания нашего завода, прилегающие к воде. Так как предложений о передислокации завода либо о его перепрофилировании не поступало, детально этот вопрос нами не прорабатывался".<BR><BR><B>Радужные перспективы</B><BR>Другая группа предприятий, не связанная с производственным бизнесом, признает перспективы проекта исключительно заманчивыми. Так, холдинг "Просперити" готов принять самое активное участие в развитии портовой территории и даже финансировании.<BR>"Пока роль нашей группы в этом проекте до конца не определена, -- говорит Игорь Харченко, вице-президент холдинговой группы "Просперити", -- но мы претендуем на роль агентства по развитию данной территории и заинтересованы, чтобы пассажирский порт работал на полную мощность. "Просперити" сейчас реализует крупный проект благоустройства Васильевского острова, и в дальнейшем мы намерены заниматься обслуживанием будущего пассажиропотока. Мы готовы вкладывать средства и в прокладку нового судоходного канала, и в заглубление газового дюкера (без этого невозможна прокладка судоходного канала. -- А.Е.), и в строительство мостов". По данным специалистов группы "Просперити", стоимость всех этих работ составит около $300 млн.<BR>Что касается Торгового дома "Нарвская ярмарка", расположенного на базе бывшей текстильной фабрики им. Веры Слуцкой, то эта компания еще в июне 2002 года согласовала в администрации свой план развития, связанный именно с портовой инфраструктурой. "Наш проект, оцениваемый в $30 млн, предполагает создание торгово-выставочного комплекса, автосалона и свободной экономической зоны по продаже привозимых в порт автомобилей, а также портового комплекса для крупных рейдовых яхт, -- говорит Николай Чех, генеральный директор ООО "Торговый дом "Нарвская ярмарка". -- На 30% мы собираемся профинансировать проект сами, 30% рассчитываем получить в КМБ-банке, с которым давно сотрудничаем, а остальное -- за счет американских и германских инвесторов". Как сообщил Николай Чех, по оценкам института "Гипростройтехпром", который консультировал "Нарвскую ярмарку" весной этого года при подготовке проекта, реконструкция причальной стенки может обойтись предприятию примерно в $5 млн, а всей стенки от Морвокзала до Балтийского завода -- в $15 млн.<BR>"Нарвской ярмарке" осуществление проекта развития пассажирского порта на руку, считает Николай Чех, хотя и придется внести некоторые коррективы и осуществить больше согласований. "Я считаю, что при определенных условиях даже "Севкабелю" может стать выгодно развивать портовую инфраструктуру, -- говорит он. -- В любом случае договориться надо со всеми, "дырочного" проекта не получится".<BR><BR><B>Кому выгодно</B><BR>Проблема "морских ворот" волнует Смольный достаточно давно, и это уже не первый проект. Однако, учитывая весь комплекс проблем, включающий в себя помимо наличия производственных предприятий необходимость углубления фарватера для приема крупных судов, реконструкцию причальной стенки, создание инфраструктуры, заглубление газового дюкера, перекинутого на Белый остров, этот проект пока что оставался неподъемным. Непонятно и сейчас, кто профинансирует глобальные планы. Пока инициаторы сходятся на том, что работы, связанные с рытьем канала, должны профинансировать федеральные структуры. Планируется внести эту статью в бюджет 2004-2005 года. Развитие инфраструктуры, по-видимому, частично должны взять на себя припортовые предприятия и сторонние инвесторы, заинтересованность среди которых пока проявил только "Просперити", а также ЗАО "Морской вокзал". Назвать крупного заинтересованного участника со стороны никто из участников не смог -- либо его надеются привлечь, когда процесс уже пойдет, либо он пока скрывает свой интерес.<BR>В любом случае договориться с предприятиями о переносе производства будет непросто: договоры аренды, заключенные на 49 лет, истекают еще нескоро.<BR>С другой стороны, еще не созданное агентство уже сделало первый шаг -- Валерию Назарову, председателю КУГИ, предложено временно не распределять участки на территории порта на цели, не соответствующие концепции развития, до окончания разработки этой концепции.