Петербургские фотолюбители дали фору москвичам

Маркетологи свидетельствуют, что петербуржцы фотографируют чаще и охотнее, чем москвичи.

<BR><BR>Маркетологи свидетельствуют, что петербуржцы фотографируют чаще и охотнее, чем москвичи.<BR>Хотя фотография в России всегда была одним из наиболее популярных массовых увлечений, фоторынок остается одним из наименее изученных с точки зрения маркетинговых аспектов.<BR><BR><B>Перепись фотолюбителей</B><BR>Особенности фотопотребления в Северной столице стали объектом внимания московской исследовательской компании CSR Research. Недавно компания представила результаты маркетингового исследования "Фотопотребление в Москве и Санкт-Петербурге".<BR>Хотя фоторынок Петербурга впервые удостоился внимания московских маркетологов, данное исследование -- не единственное в своем роде. В первой половине 2002 года CSR Research выпустила два бюллетеня "Фотопотребление в Москве", которые положили начало целому ряду исследовательских проектов CSR Research, предназначенных для игроков -- участников российского фоторынка. <BR>Последнее исследование показало, что подавляющее большинство опрошенных жителей обеих столиц (88,5% в Москве и 88,4% в Петербурге) не считают фотографию своим хобби или профессиональным занятием. И те и другие снимают в основном для семейного альбома. Однако петербуржцы фотографируют друзей, родственников, детей и домашних животных чаще, чем москвичи.<BR><BR><B>В фокусе -- домохозяйства</B><BR>Опрос домохозяйств в Москве и Петербурге был проведен в мае 2002 года. В ходе опроса заполнялись отборочная (фильтрующая) анкета из шести вопросов (размер домохозяйства, среднедушевой доход, пол и возраст главы домохозяйства, намерение приобрести фототехнику и наличие в домохозяйстве исправной фототехники) и основная анкета, которая передавалась для самостоятельного заполнения в домохозяйства, обладающие исправными фотокамерами и согласившиеся потратить один час на ее заполнение. По отборочной анкете было опрошено 1900 домохозяйств. Полную анкету на 20 страницах, состоящую из более 100 вопросов, заполнили 1000 домохозяйств (716 в Москве и 284 в Петербурге). Анкеты заполняли те члены домохозяйств, которые являлись основными потребителями фототоваров и услуг.<BR>Анкета включала в себя раздел, характеризующий домохозяйство в целом (число членов домохозяйства, тип домохозяйства, совокупный годовой доход, социально-демографические показатели члена домохозяйства, обеспечивающего основной доход, число и возраст детей), а также социально-демографические характеристики членов домохозяйства -- основных покупателей фотопленки, покупателя последней фотокамеры.<BR>В связи со статистической погрешностью варианты ответов, набравшие менее 3% (в отдельных случаях 2%), либо объединялись в категорию "иное" (в случае, если вопрос подразумевал один вариант ответа), либо исключались из итоговых таблиц и диаграмм (в случае, если вопрос подразумевал несколько вариантов ответа). Также им предлагалось вспомнить число своих приобретений за период последних 12 месяцев. В тексте отчета этот временной охват следует понимать как май 2001 -- май 2002 года.<BR><BR><B>Молодо-зелено</B><BR>В целом портрет среднего фотолюбителя остался прежним. Фотография -- одно из наиболее популярных хобби горожан. Наиболее активной группой потребителей фото остается молодежь в возрасте 18-24 лет.<BR>Между количеством пленок, отснятых мужчинами и женщинами, нет принципиальной разницы.<BR>В то же время на показатель активности фотосъемки существенно влияют возраст, доход и оценка изменений в уровне благосостояния. Таким образом, можно сделать вывод, что фотография -- увлечение молодых, образованных и преуспевающих.<BR>Объем рынка фотокамер вырос в значительной мере благодаря появлению современных фотоаппаратов иностранного производства. Значительное большинство фотографирующих горожан пользуется компактными фотокамерами. Смена поколений фототехники на потребительском рынке завершилась. Компактные камеры численно превосходят фотоаппараты советского производства.<BR>