00:0021 октября 200200:00
16просмотров
00:0021 октября 2002
Знаменитые "откаты" и прочие формы вознаграждения за выбор в нужную пользу -- частая практика как в коммерческих организациях, так и в среде чиновников.
<BR><BR>Знаменитые "откаты" и прочие формы вознаграждения за выбор в нужную пользу -- частая практика как в коммерческих организациях, так и в среде чиновников.<BR>Менеджеры страхуются от человеческой слабости, придумывая самые разные схемы работы предприятия.<BR>Традиционно самой коррумпированной ячейкой общества любой формы собственности считаются отдел закупок и рекламный отдел. Последний -- прежде всего потому, что критерии эффективности работы подрядчиков являются слишком субъективными. Считается, что процент "откатчиков" среди менеджеров компаний заметно падает -- с 30% до 10%, что объясняется изменениями в сознании и повышением стоимости репутации. Отдел закупок в большей степени находится под прицелом топ-менежеров, снабженцы во многих компаниях являются предметом текучки и тщательного выбора. Профессиональный же закупщик, да еще с чистой совестью, ценится на вес золота.<BR><BR><B>Быстрота и натиск</B><BR>Разумеется, "откат" является благом для тех компаний, которые используют его для достижения своих целей. С развитием розницы он получил даже легальные формы: за вход в магазин продвинутых сетей новому брэнду положено заплатить. Тем не менее индивидуальная работа с менеджерами все еще остается в силе. Обычно все начинается с невинного -- например, ужин "за счет заведения", поездка, затем конверт; популярна также игра на недовольстве менеджера работодателем.<BR>По наблюдениям Ильи Гамова, директора по маркетингу компании "Дарья", главным критерием "теневой экономики" является непрозрачность сметных затрат (например, на рекламу), а единст- венным способом борьбы -- внезапное вмешательство в процесс, неожиданный выбор другого подрядчика: тогда сразу становится ясно, насколько были чисты предыдущие отношения.<BR>Компании стараются контролировать процесс и другими способами. "В нашем положении по работе с любыми контрагентами предписаны строгие правила, -- рассказывает Сергей Лепкович, директор по эксплуатации сети магазинов "Пятерочка". -- Все важнейшие решения принимаются на основе тендеров и коллегиально: одного человека, на котором бы все замыкалось, нет. В тендере участвуют как минимум три организации, обычно те, с кем мы уже работали. А, например, когда мы занимались строительством, то рассматривали предложения 12-14 компаний". По словам Сергея Лепковича, тендер является также эффективным механизмом постоянного поддержания отношений с поставщиками.<BR><BR><B>Чистая экономика</B><BR>В дистрибьюторской компании "Евросервис Лтд." также практикуется схема, которая, по мнению директора департамента по маркетингу Максима Черниговского, делает "откаты" невозможными. Разработана "матрица", в которую входят только востребованные рынком позиции: их компания согласна продвигать без дополнительных вложений производителя. Когда появляются новые позиции, в договорах прописываются условия продвижения. Если объемы продаж спустя несколько месяцев увеличиваются настолько, что это заинтересовывает дистрибьютора, марка попадает в "матрицу" (региональную или петербургскую). На определенном этапе брэнд "устаревает", после чего партнеры заново обговаривают условия.<BR>В западных компаниях в целях профилактики существует, как правило, отдел внутреннего контроля, раз в год проводится внутренний аудит. Выстроена цепочка взаимодействий внутри компании, это позволяет поэтапно проследить весь заказ. Все заказы проходят через отдел закупок, который и ведет переговоры с партнером; при этом он не может навязывать свой выбор внутреннему заказчику, равно как и наоборот. Кроме высокой зарплаты сдерживающим фактором является и последующий поиск работы: рекрутеры тесно между собой общаются.<BR>По словам Ирины Тамбовской, директора Петербургского отделения Kelly Services, стандартной процедурой трудоустройства являются рекомендательные письма, но зачастую рекрутеры пользуются рекомендациями устного характера, пользуясь своими обширными связями в компаниях.<BR><B>Государево дело</B><BR>Не секрет, что с подобными проблемами сталкиваются и в администрации города, где распределяют городской заказ. Сегодня схемы декоррумпирования, разработанные в 1999 году, перестали пользоваться популярностью. Речь идет о строчке в бюджете, по которой организаторы конкурсов получали отдельное финансирование за проведение тендеров (от организации новогодних елок до закупок медикаментов). Для страны это была революционная система, затем ее копировали многие города-миллионники, включая Москву. Одним из основных принципов предотвращения коррупции является разделение людей, которые принимают и обрабатывают документы, и тех, кто принимает решения. Этот принцип используется в государственных службах во всем развитом мире. "Но после ликвидации Комитета экономики и промышленной политики и организации Комитета экономического развития, промышленной политики и торговли договоры с организаторами конкурсов перестали заключаться, и в закупочной политике города появился некоторый хаос, -- считает Максим Мейксин, генеральный директор Городского центра юриспруденции и консалтинга Петербурга. -- Уже больше года целевым образом город не оплачивает услуги организаторов. Территориальные управления и комитеты должны сами изыскивать средства на оплату их работы или организовывать свои отделы".<BR>Так, по мнению Максима Мейксина, наблюдается попытка вытеснить систему независимой организации тендеров. Показателем является следующий факт: если несколько лет назад с городом работало 26-28 организаторов, то сегодня -- около пяти компаний.<BR><B>Всем закупкам закупки</B><BR>Максим Мейксин считает, что именно оптимизация закупок, а даже не сбыт и сокращение издержек за счет персонала может приносить значительную экономию бюджету компании или города. К примеру, в 2000 году Комитетом по молодежной политике в городе был объявлен конкурс на поставку питания в детские лагеря. Экономия после тендера составила около 40%, то есть приблизительно 2,5 млн руб.<BR>Основными критериями при оценке городских и федеральных тендеров является квалификация участника и минимальная цена. При этом любопытна следующая ситуация -- никто не имеет права общаться с компаниями и непосредственно оценивать предложенное. Так, чтобы сделать закупку ручек, "город" не может идти в магазин, вертеть их в руках и рассматривать. Он имеет право только описывать, как ручки должны выглядеть, что порой приводит к "коту в мешке". Например, речь в задании может идти о дверях, но без указания материала. В итоге, безусловно, побеждает дешевая фанера, а не дорогой дуб.<BR>Дает свои накладки и необоснованный демпинг. Так, по словам Максима Мейксина, во время тендера на покраску Петропавловской крепости компания, заявившая половину стоимости, победила с большим отрывом. Но с первого же дня ее представители начали пытаться выхлопотать у директора Музея истории города дополнительные соглашения, поскольку вдруг они выяснили, что за такие деньги не справятся.<BR><BR><B>И был седьмой день</B><BR>В практике нормативной базы на организацию тендеров нет -- за исключением двух познавательных статей Гражданского кодекса. Компании, как правило, произвольно проводят тендеры. Например, Балтийский завод организует электронные торги на своем сайте. "Водоканал", осваивающий деньги Международного банка и должный отчитываться за свою работу, проводит тендеры по нормам Международного банка. Тем не менее частные компании имеют возможность более плотно и менее формально общаться с участниками конкурсов по сравнению с государственными структурами. "Я думаю, что наступит время более гибкой работы и городских закупок, как это происходит в европейских странах, -- размышляет Максим Мейксин. -- Но должно пройти как минимум два этапа эволюции. Первый -- правовое осознание, что это нужно делать. Второй -- понимание, что это дает реальную экономию".<BR>Тогда слово "коррупция" уйдет из лексикона, люди начнут ценить свою репутацию, и на земле воцарится рай.