00:0030 сентября 200200:00
8просмотров
00:0030 сентября 2002
Сегодня на углу Малой Садовой и Итальянской всем курильщикам города назначено свидание. Под присмотром телевизионных камер, врачей и сторонников здорового образа жизни прохожих мужчин и женщин попросят выкурить последнюю сигарету.
<BR><BR>Сегодня на углу Малой Садовой и Итальянской всем курильщикам города назначено свидание. Под присмотром телевизионных камер, врачей и сторонников здорового образа жизни прохожих мужчин и женщин попросят выкурить последнюю сигарету.<BR>Общественная организация "Навстречу третьему тысячелетию", известная своей миротворческой деятельностью (на ее счету проведение таких знаменательных мероприятий, как попытка установить памятник Интернету и День молитвы за здоровую Россию), на этот раз объектом своей миссии выбрала потребителей табака. Им будет предложено с 15.00 до 15.05 выкурить последнюю в своей жизни сигарету, и тем самым приобщиться к международной акции "Последний день курения". Те, кто по каким-либо причинам не уложится в отведенное время, будут ждать. Правда, совсем немного -- организаторы обещают проводить ритуал расставания с вредной привычкой каждый месяц.<BR><BR><B>Национальный характер</B><BR>У России, как известно, свой путь. Не свернула она с него и при проведении антитабачных кампаний.<BR>И хотя у нас, как и во всем мире, 31 мая отмечают Всемирный день без табака, а каждый третий четверг ноября -- Международный день некурения, с пагубной привычкой в России справиться, похоже, так же трудно, как и с прочими "национальными особенностями". Время от времени среди общественных организаций появляются желающие бороться с ней. Причем, похоже, важен не столько способ, сколько цель. Например, инициатива "Навстречу третьему тысячелетию" кажется многим наблюдателям нелепой и странной.<BR>"Последней" во время акции будет названа абсолютно любая сигарета, выкуренная участником на углу Малой Садовой и Итальянской в назначенное время. Никто из организаторов не собирается записывать паспортные данные участников и в дальнейшем проверять, действительно ли эта сигарета стала последней. Не обещают и публичного сжигания пачек, которые принесут участники.<BR>"Сама идея собираться вместе и курить частично отдает рекламой табачных компаний. Сейчас, когда мы боремся за зоны, свободные от курения, организация "Навстречу третьему тысячелетию" предлагает вывесить плакаты "Место для курения последней сигареты". Мировой опыт показывает, что это неправильно", -- высказывает свое мнение доктор медицинских наук, ведущий сотрудник НИИ онкологии им. проф. Петрова Марк Забежинский, большой специалист в борьбе с курением.<BR>Ни одна антитабачная кампания в Петербурге не обходится без его участия. Сам он бросил курить уже очень давно.<BR>У наблюдателей вызывает недоверие не только способ проведения акции, но и ее самопровозглашенный "международный" статус. По словам Николая Адащика, председателя общественной организации "Навстречу третьему тысячелетию", международной акция называется потому, что они "открыты к сотрудничеству и спонсорской поддержке". Но такого мнения придерживаются не все. "Попытки называть это мероприятие международным определенно напоминают хлестаковщину. Идея подобных акций, конечно же, хорошая. Но по тому, как ее собираются проводить, сразу чувствуется, что подготовлена она дилетантами", -- рассуждает Марк Забежинский.<BR><BR><B>Табачная улыбка</B><BR>Табачные компании к этому мероприятию и им подобным относятся снисходительно. Большинство городских производителей сигарет даже отказалось как-либо комментировать начинание общественной организации "Навстречу третьему тысячелетию".<BR>"С трудом понимаю, на кого эти акции рассчитаны. Считаю их малоэффективными. Нужно проводить в жизнь реальные, действенные меры. Например, запретить продавать в розницу табачную продукцию лицам младше 18 лет", -- считает брэнд-менеджер компании "Нево-табак" Алексей Образцов.<BR>На сегодняшней день число курильщиков в России составляет 50-60%. Точную цифру назвать никто не может, потому что мониторинг курения населения проводят только, как ни странно, табачные корпорации.<BR>Они же активно пропагандируют здоровый образ жизни среди несовершеннолетнего населения. Хотя во всем мире проведением антитабачных кампаний занимаются государственные структуры, а "табачников" к этому занятию не подпускают и на пушечный выстрел.<BR>"Курение -- сознательный выбор взрослого человека, а дети курить не должны, вот с этим и надо бороться", -- считает директор по корпоративным отношениям компании British American Tobacco Владимир Аксенов.<BR><BR><B>Бросил сам -- помоги другому</B><BR>Законодателем глобальных мод на планете, как известно, являются США. В 1974 года редактору небольшой газеты в штате Минесота мистеру Линчу пришла в голову идея провести День некурения. С этого дня началось наступление на курильщиков. И по сей день в Штатах продолжается падение спроса на табак. Сейчас среднестатистический американец выкуривает в год 1633 сигареты, что на 42% меньше, чем 10 лет назад, когда этот показатель составлял 2810 сигарет. Это произошло во многом благодаря росту цен на табачные изделия -- на 80% за последние 2 года.<BR>Вслед за Америкой лихорадка некурения охватила весь мир. Стали бросать курить французы, японцы и даже китайцы, которые сейчас потребляют около трети мировой табачной продукции. В целом объем курения в мире за минувшие 10 лет сократился на 11%.<BR> (Н.Б.)<BR><BR><B>Немного статистики</B><BR>u В мире проживает более 1,1 млрд курильщиков. В России курят 58% мужчин и 12% женщин. В Англии -- 30% мужчин, 28% женщин. Американцы -- соответственно 28% и 24%. Меньше всего курят узбечки и китаянки.<BR>u Эффективность публичного способа бросить курить, по разным оценкам, составляет от 20 до 30%.<BR>u Самым действенным способом борьбы с курением в мире признан метод никотин-заместительной терапии.<BR>