00:0024 сентября 200200:00
4просмотров
00:0024 сентября 2002
Роль Северо-Запада на рынке грузоперевозок в ближайшее время неизбежно возрастет. В этом усилении региона Петербург будет играть особую, если не основную роль.
<BR><BR>Роль Северо-Запада на рынке грузоперевозок в ближайшее время неизбежно возрастет. В этом усилении региона Петербург будет играть особую, если не основную роль.<BR>Резерв Северо-Запада кроется в выгодном географическом положении. Он граничит с Европейским союзом, близок к развитым районам России, и здесь более-менее развита система всех видов транспорта. Сегодня через Северо-Запад осуществляется около 35% импортных и 25% экспортных перевозок России. В случае улучшения условий грузоперевозок на Северо-Западе эти показатели могут увеличиться в 1,5 раза и достигнуть к 2010 году 1 млрд тонн в год.<BR><BR><B>Министерские прогнозы</B><BR>В последние годы на Северо-Западе был реализован ряд суперпроектов, имеющих не только экономическое, но и геополитическое значение: например, Балтийская трубопроводная система (БТС) или первая очередь угольного терминала в порту Усть-Луга. Министр транспорта РФ Сергей Франк считает, что в значительной мере благодаря этим проектам в 2001 году Россия обеспечила три четверти национального экспорта за счет собственной портовой индустрии.<BR>Внушает оптимизм и рост инвестиций в этом секторе. "В 2001 году прирост инвестиций в транспортном комплексе составил 22%, существенно превысив среднюю по стране цифру 9%", -- заметил Сергей Франк, выступая на втором Байкальском экономическом форуме в Иркутске. Правда, на помощь государства надеяться не стоит: оно обеспечит не более четверти необходимых вложений в развитие транспортной инфраструктуры. Главный резерв заключается в привлечении негосударственных инвестиций.<BR>Перспективы у инвесторов есть. Россия за счет своей площади "обречена" быть крупнейшей транзитной державой.<BR><BR><B>Черное золото</B><BR>Петербург может превратиться в крупный узел трубопроводного транспорта благодаря проекту Балтийской трубопроводной системы (БТС). Проект пока реализуется вполне успешно.<BR>БТС обеспечивает транспортировку российской нефти на экспорт из Тимано-Печорского региона, Западной Сибири и Урало-Поволжья. Первая очередь трубопроводной системы протяженностью 457 км позволяет ежегодно перекачивать 12 млн тонн нефти. Был расширен и реконструирован существующий нефтепровод Ярославль-Кириши, построен новый нефтепровод на участке Кириши-Приморск и нефтеналивной терминал в Приморске.<BR>Ввод в эксплуатацию второй очереди запланирован на декабрь 2003 года. В рамках проекта предполагается построить новый трубопровод протяженностью 258 км, который пройдет по территории Новгородской, Ярославской, Тверской и Ленинградской областей. Появятся три новые нефтеперекачивающие станции: в Палкино (Тверская область), Быково (Новгород) и в Сестрорецке.<BR>В результате мощность БТС вырастет с 12 млн тонн до 18 млн тонн нефти в год. До последнего времени около 70% нефти, экспортируемой Россией, проходило через порты стран Балтии и Финляндии.<BR>С вводом в строй второй очереди они ежегодно будут терять доходы от прокачки 18 млн тонн нефти.<BR>Но это не предел: разрабатывается проект третьей очереди БТС. Он предусматривает увеличение мощности БТС до 30 млн тонн нефти в год к 2005 году.<BR><BR><B>Планы на будущее</B><BR>Более активное вхождение Северо-Запада на рынок грузоперевозок сдерживается нехваткой современной инфраструктуры, но это общероссийская проблема. Пути ее решения в Петербурге уже наметились. По предварительным оценкам, общие затраты на формирование транспортно-технологической базы Петербурга и области на период до 2010 года составят около $17 млрд.<BR>Для развития морской портовой инфраструктуры разработан Генеральный план развития Большого порта Санкт-Петербург. На модернизацию портового транспортного узла до 2010 года потребуется $1,5 млрд.<BR>