00:0011 сентября 200200:00
4просмотров
00:0011 сентября 2002
Сегодня депутаты Законодательного собрания (ЗС) намерены обсудить сроки и дату выборов в петербургский парламент.
<BR><BR>Сегодня депутаты Законодательного собрания (ЗС) намерены обсудить сроки и дату выборов в петербургский парламент.<BR>Однако прокурор Петербурга Иван Сыдорук внес в ЗС протест на Закон "О выборах депутатов Законодательного собрания Петербурга" и потребовал привести его в соответствие федеральному законодательству.<BR>Фактически депутаты ЗС поставлены перед выбором: либо отклонить протест прокурора и тем самым создать повод любому лицу, недовольному итогами выборов, оспорить их результаты в суде, либо назначить выборы и в срочном порядке, отложив все остальные дела, приводить местное законодательство в соответствие федеральному, либо дождаться окончания сроков полномочий и позволить определить дату выборов избиркому. Ни один из путей депутатов не устраивает.<BR><BR><B>Обратная сила</B><BR>По мнению, депутата ЗС, председателя Комитета по законодательству Виталия Калинина, одного из разработчиков Постановления ЗС "О выборах депутатов Законодательного собрания Санкт-Петербурга третьего созыва", парламент должен назначить выборы на 8 декабря этого года. "Эта дата не противоречит ни федеральному, ни местному законодательству. Протест прокурора депутаты, вероятно, рассмотрят и удовлетворят и уже после того, как назначат дату выборов, займутся приведением законодательства Петербурга в соответствие федеральному закону. Но, я думаю, основная работа достанется уже следующему созыву, и новый состав не будет торопиться, так как законодательство может еще не раз измениться", -- считает Виталий Калинин. По его словам, закон Петербурга принимался в 2001 году, а закон, на который ссылается прокуратура, -- в 2002-м. Иначе говоря, местный закон на момент принятия федеральному законодательству соответствовал, а следовательно, имеет право на существование.<BR>Однако, как следует из ФЗ №67 "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" от 12 июня 2002 года, на который и ссылается прокуратура, действие нового закона распространяется и на правоотношения, возникшие в связи с проведением выборов, назначенных и до вступления его в силу. "У депутатов было время привести местный закон в соответствие федеральному, -- говорит начальник управления по надзору за исполнением законов и законностью правовых актов Прокуратуры Петербурга Юрий Смирнов. -- Выборы должны проходить в полном соответствии с федеральным законодательством. Иначе у любого заинтересованного лица будет возможность оспорить их итоги в суде. То, что суд будет руководствоваться законом федеральным, сомнения не вызывает".<BR><BR><B>Предновогодний выбор</B><BR>Перенести дату выборов с 8 декабря депутаты не могут: федеральное законодательство не позволяет. Если же дата выборов не будет назначена ЗС, то, согласно федеральному законодательству, они состоятся в январе.<BR>"Проводить выборы в январе неудобно. Это новогодние праздники, низкая явка и почти неизбежный срыв выборов", -- уверены в ЗС.<BR>Кроме того, в соответствии с действующим законодательством, если срок полномочий органа государственной власти субъекта РФ истек, а соответствующий закон о выборах отсутствует либо положение закона не может быть применено вследствие признания его судом недействующим и не подлежащим применению, выборы проводятся соответствующей избирательной комиссией, а в случае, если имеющаяся правовая база недостаточна, в части, не урегулированной законом, -- также на основе указов Президента.<BR><BR><B>Судебная перспектива</B><BR>Если законодатели все же решатся провести выборы в декабре, то почти не вызывает сомнения, что предвыборный процесс пойдет под суд и дойдет до суда Верховного.<BR>И судебный процесс вполне может затянуться до вступления 14 июля 2003 года в силу положений о обязательном 50%-ном присутствии в законодательных органах власти субъектов Федерации депутатов от политических партий (п. 4, введен федеральным Законом от 24.07.02 №107-ФЗ).<BR>Избрание половины депутатов по партийным спискам делает парламент фактически независимым от местной администрации. Губернатор и другие чиновники, как правило, не имеют влияния на политические партии. Другое дело, когда депутаты избираются по округам, где есть органы исполнительной власти и все финансовые вопросы решаются при их непосредственном участии.<BR>