Александр Лившиц: "Евросоюз хочет наказать Россию"

Россия довольно быстро приспосабливается к Западу в политическом и стратегическом плане. Отношения с НАТО крепнут изо дня в день.

<BR><BR>Россия довольно быстро приспосабливается к Западу в политическом и стратегическом плане. Отношения с НАТО крепнут изо дня в день.<BR>Эта новая ориентация окончательна и бесповоротна. Но, невзирая на цену, которую Президент Путин платит дома за свою прозападную политику -- которая в России не так популярна, как на Западе, -- экономическое вознаграждение за это он получает достаточно скудное, особенно со стороны Евросоюза.<BR><BR><B>Закрытая дверь</B><BR>На самом деле создается впечатление, что Европа не спешит предоставить России более легкий доступ к своим рынкам. Президент Европейской комиссии Романо Проди подтвердил статус России как "рыночной экономики" на последнем саммите Евросоюза и России, состоявшемся в мае этого года; это был шаг, который, по идее, должен был облегчить доступ России к европейским рынкам. Но на данный момент кажется маловероятным, что отдельные страны -- члены Евросоюза одобрят это определение к 18 сентября, что они должны сделать для его вступления в силу.<BR>Вместо того чтобы открыть дверь, Евросоюз, кажется, полон решимости отыскать скрытые способы, с помощью которых он сможет закрыть свои рынки для российских товаров. С мая комиссия Евросоюза по торговой политике занималась подготовкой новых строгих правил, с помощью которых она будет регулировать экспорт российских товаров в Евросоюз. Эти новые правила могут превратить обещание, вытекающее из заявления о том, что России присваивается "статус страны с рыночной экономикой", в простую формальность, которая не увеличит доступ России на рынки Евросоюза ни на йоту.<BR><BR><B>Два стандарта</B><BR>Среди тактик, используемых Евросоюзом для сдерживания торговли России, есть многочисленные антидемпинговые расследования, направленные против российских компаний. Эти расследования, результатом которых является блокирование экспорта товаров фирмами, против которых они проводятся, обходятся российскому бизнесу в $1,3 млрд, недополученных от экспорта товаров и услуг, -- огромная потеря для экономики, которая больна в такой степени, как в России.<BR>Чиновники ЕС, занимающиеся регулированием торговли, возражают, что они имеют право -- и обязаны -- инициировать антидемпинговые расследования в том случае, если они подозревают, что государство, например, регулирует цены на энергоносители таким образом, что это субсидирует местных производителей. Если они установят, что Россия "виновна" в субсидировании своей промышленности через дешевую энергию, они могут посчитать российские товары "демпингуемыми" и ввести торговые ограничения. Это вопиюще лицемерный подход, если принять во внимание регулирование цен на энергоносители внутри Евросоюза -- например, во Франции.<BR>России, для того чтобы доказать, что она не использует регулируемые цены на энергоносители в качестве скрытых субсидий для промышленности, необходимо сделать это, используя международные стандарты бухгалтерии. Или те, что используются в Евросоюзе. Но российские стандарты бухучета -- в этом нет ничего удивительного -- еще не вышли на уровень международных стандартов. Введение таких стандартов в России лежит за пределами возможностей большинства предприятий и фирм, что должно быть очевидным, если принять во внимание, как новые методы ведения бизнеса приживаются в стране.<BR>Надо признать, что эти требования Евросоюза разработаны не для того лишь, чтобы свести на нет усилия России. Они применимы ко всем рыночным экономикам, которые с ним торгуют. Но Евросоюз использует эти правила и процедуры расследования специфическим образом, когда дело касается российского бизнеса. Кроме того, если принять во внимание произошедшие недавно на Западе случаи вопиющей коррупции при проведении бухучета, то Евросоюз должен относиться к ситуации в России с большим пониманием. В конце концов, скандалы с компаниями Enron и Worldcom произошли в странах, имеющих долгую историю рыночной экономики.<BR>Хотя Россия и начала отучать компании от этой практики, она действительно продает энергоносители по дешевой цене населению и промышленности, которые привыкли к субсидируемой энергии при социализме. Россия также не смогла ввести международные стандарты бухучета в своей экономике.<BR>Но Россия неоднократно обсуждала причины этих проблем с должностными лицами Евросоюза и указывала на то, что такие реформы находятся в процессе разработки или реализации. Такие перемены не могут произойти за одну ночь. Но даже после проведения всех этих реформ цены на энергоносители в России все равно останутся ниже, чем в Европе. Это отражает естественное преимущество России как производителя энергии.<BR>Кажется, что Евросоюз хочет наказать Россию за ее природные богатства. Вынудить Россию поднять внутренние цены на энергоносители до уровня цен Евросоюза -- такая же нелепая затея, как заставить Китай продавать рис своему населению по мировым ценам.<BR><BR><B>Протекционизм</B><BR>Нарождающаяся антироссийская торговая политика Евросоюза не является антидемпинговой политикой -- это откровенный протекционизм. Более того, европейские компании не назовешь слабыми. Чего на самом деле они так боятся? Россия недостаточно сильна, чтобы заполонить какой-либо сектор европейского рынка.<BR>Европейцев, желающих развития отношений с Россией, и большинство бизнесменов -- европейских и российских, заинтересованных в более активной торговле, необходимо побуждать к лоббированию установления большей открытости. Все это должно быть сделано быстро -- к 18 сентября. В противном случае россияне придут к выводу, что присвоение статуса "рыночной экономики" -- это еще одно невыполненное обещание со стороны Запада.<BR>Александр Лившиц,<BR>заместитель генерального директора "Русского алюминия". Copyright: Project Syndicate