Издатели давят на интеллект

Участие петербургских издателей в XV Московской международной книжной выставке-ярмарке (ММКВЯ) еще раз подтвердило -- в книгопечатном бизнесе "интеллигентность" может оказаться решающим фактором.

<BR><BR>Участие петербургских издателей в XV Московской международной книжной выставке-ярмарке (ММКВЯ) еще раз подтвердило -- в книгопечатном бизнесе "интеллигентность" может оказаться решающим фактором.<BR>Накануне весьма возможного спада в отрасли небольшие специализированные петербургские издательства чувствуют себя уверенней, чем московские монстры.<BR>В нынешней выставке принимают участие более 2,5 тыс. книгоиздателей, полиграфистов и книгораспространителей из 82 стран мира. Открытие ММКВЯ было украшено присутствием политического бомонда -- пройтись по стендам издательств сочли необходимым Сергей Миронов, Валентина Матвиенко, Геннадий Зюганов, Владимир Жириновский, Михаил Лесин. Каждый из них не преминул высказаться на тему "разумного, доброго, вечного". Сергей Миронов, в частности, заявил, что "сегодня нация читает не то, что нужно": "Приходишь на развал, а там -- детективы, ерунда, ширпотреб. Детская и художественная литература -- только одна шестая часть", -- поделился впечатлениями спикер Совета Федерации.<BR>Геннадий Зюганов также особое внимание уделил витринам с детской литературой. Валентина Матвиенко высказалась о том, что "книга должна не только увлекать и развлекать, но и формировать нравственный потенциал нашего общества". А вот Владимир Жириновский рекламировал только свои собственные книжки, представленные издательством ЛДПР, и заодно посоветовал Михаилу Лесину пойти работать "в библиотеку Бутырской тюрьмы".<BR>Глава Министерства печати на предложение Жириновского не реагировал, зато охотно общался с прессой. По его словам, "несмотря на то что книжная индустрия в нашей стране переживает не лучшие времена, Россия по-прежнему остается самой читающей страной в мире".<BR>"На сегодняшний день общество испытывает серьезную потребность в книгах, -- отметил министр печати. -- Эта отрасль развивается очень успешно, количество изданий и интерес к ярмарке все время растут. Мы очень довольны этим и считаем, что это очень серьезный вклад в то, чтобы на сегодняшний день общество с точки зрения культуры получало необходимый продукт".<BR><BR><B>Кризис грядет</B><BR>Между тем сами книгоиздатели считают масштаб московской ярмарки отголоском того роста, который закончился в 2001 году. "Число названий книг и брошюр, выпущенных за первые 6 месяцев текущего года, возросло по сравнению с тем же периодом 2001 года на 7,9%.<BR>По нашему мнению, это отражает инерцию темпов, набранных в 1999-2001 годах.<BR>Что же касается совокупного тиража изданий, то он за этот же период снизился на 50 млн экземпляров, или на 13,3%. Это, безусловно, следствие отмены государственной поддержки и последующего роста розничных цен на печатную продукцию", -- констатирует Борис Ленский, генеральный директор Российской книжной палаты. По его словам, книгоиздательский бизнес вновь вступает в период стагнации, подозрительно напоминающий 1997-1999 годы. (До и после этого "горизонтального" отрезка отрасль демонстрировала стабильный рост.)<BR>Прекращение роста стало естественным следствием введения с 2002 года НДС на книжную продукцию. По данным Российской книжной палаты, розничные цены выросли на 20-30%. В преддверии кризиса издательства приостанавливают выпуск низкорентабельных серий, снижают тиражи (сегмент тиражей свыше 100 тыс. экземпляров уменьшился более чем вдвое).<BR>В таких условиях специфика петербургских издательств, ориентированных не на большие тиражи, а на высокое качество, оказалась полезной.<BR>"Москвичи традиционно печатали бестселлеры, причем ставку делали не столько на качество литературы, сколько на мощный PR, -- считает Илья Клебанов, коммерческий директор издательства "Ретро". -- В Питере же всегда особое внимание уделяли профессионализму сотрудников -- авторов, редакторов, переводчиков, корректоров. И получилось, что даже на московском -- гораздо более емком рынке питерские издательства чувствуют себя хорошо.<BR>Сейчас в отрасли идут и будут идти естественные процессы слияния, поглощения компаний. Но в общем основные игроки уже определились, и отрадно, что монополизма, судя по всему, не будет. Выживают те, кто способен применять более эффективную технологию работы. Например, начала распространяться "американская" система работы с книготорговцами, когда они составляют план и присылают заявки в издательства. Раньше в основном работали по принципу "пришли пачку книг, посмотрим, как пойдут".<BR><BR><B>Мал, да удал</B><BR>"Застойный период" 2002 года ударил в основном по литературе класса fiction, в то время как многие петербургские издательства, наоборот, специализируются на "умных" книжках. (По рейтингу газеты "Книжное обозрение", в десятку художественных бестселлеров входит лишь одна книга петербургского производства из 10, тогда как в рейтинге non-fiction их четыре). В некоторых сегментах петербуржцы побеждают вчистую. К примеру, 40% российского рынка компьютерной литературы принадлежит трем издательствам, из которых одно -- украинское, а два -- "Питер" и "БХВ-Петербург" -- из Петербурга.<BR>"Может быть, дело в том, что крупные московские издательства пренебрегали этим маленьким сегментом. Рынок компьютерной литературы -- специфический, книги устаревают мгновенно, в "активном прайсе" не более 2000 наименований. В то же время конкуренция на нем достаточно высокая. Мы в свое время сделали ставку на поиск самых лучших авторов (честно говоря, это было связано с выходом на американский рынок), и не ошиблись: число выпущенных книг в 2002 году не снизилось, -- говорит Андрей Коновалов, коммерческий директор издательства "БХВ-Петербург". -- Получилось, что, как всегда во время кризиса, сильные становятся сильнее, слабые -- слабее. Сейчас мы ведем переговоры о присоединении к нам еще двух издательств. Вообще, это повсеместный процесс -- издатели образуют всевозможные альянсы, расширяют кооперацию".