00:0002 сентября 200200:00
7просмотров
00:0002 сентября 2002
Предпринимателей заставят соблюдать требования природоохранного законодательства
<BR><BR><B>Предпринимателей заставят соблюдать требования природоохранного законодательства</B><BR>Сергей Орлов, начальник департамента госконтроля в сфере природопользования и охраны окружающей среды Комитета по природным ресурсам и охране окружающей среды Ленобласти, рассказывает в эксклюзивном интервью корреспонденту "ДП" о проблемах экологии и работе комитета.<BR><BR>-- Комитет по природопользованию и охране окружающей среды был создан чуть больше 3 месяцев назад. Каковы причины организации нового комитета?<BR>-- Во-первых, изменилось федеральное законодательство: 10 января 2002 года Владимиром Путиным был подписан Закон "Об охране окружающей природной среды". Кроме этого закона вступил в силу Административный кодекс РФ. Оба этих законодательных акта добавили ряд существенных полномочий субъектам Федерации и практически уравняли в правах местные и федеральные контролирующие органы. Теперь органам исполнительной власти субъектов Федерации разрешено налагать административные взыскания, взимать штрафы, направлять иски в суд о возмещении ущерба окружающей среде. Поэтому, чтобы была реальная возможность применять на практике новые полномочия, необходимо было создание современной структуры.<BR>Второй причиной создания комитета явилось постоянное повышение интереса населения к вопросам экологии и охраны окружающей среды. Следует также отметить, что до сих пор реформа федеральных органов исполнительной власти, которая началась с подписания Владимиром Путиным указа о ликвидации Федеральной службы лесного хозяйства РФ и Государственного комитета по охране окружающей среды, идет очень вяло. Конкретных позитивных результатов пока нет: то, что было сделано, привело лишь к развалу вертикали управления природными ресурсами. Эти обстоятельства вынудили нас принять решение о создании нового комитета, дабы не допустить окончательного развала существующей системы.<BR>Структура нашего комитета довольно проста и логична. В его состав входят три департамента: охраны окружающей среды, природных ресурсов и госконтроля. Департамент госконтроля призван следить за тем, чтобы использование природных ресурсов происходило в рамках установленных требований природоохранного законодательства и отвечало экономической целесообразности, являясь социально обоснованным.<BR><BR>-- При Департаменте госконтроля 16 августа 2002 года создана инспекция Леноблэкоконтроль. В чем состоят ее основные задачи?<BR>-- Поскольку у Ленобласти появились новые полномочия по контролю за природопользованием, возникла необходимость в создании специального органа, который осуществлял бы реальный контроль. В этом году создается "ядро" инспекции, т.е. ее аппарат управления и начальный инспекторский состав, который будет оперативно отрабатывать поступающие от населения жалобы, взаимодействовать с федеральными органами и подразделениями МЧС. С 1 января 2003 года инспекция расширится: будет создано шесть межрайонных инспекций, которые будут находиться и работать на территории муниципальных образований.<BR><BR>-- У нас и так много контролирующих органов. Не возникнет ли путаницы в их полномочиях?<BR><B>-- Создаваемая структура не будет дублировать ничьи полномочия, а займется реализацией функций, предоставленных Ленинградской области, т.е. будет</B><BR>помогать федеральным органам в осуществлении государственного экологического контроля. Часто федеральный контроль обвиняют в предвзятости или ведомственности, особенно это касается использования лесных ресурсов, когда федеральные органы проверяли свои же подразделения, но только в регионах. Сейчас необходимо наличие вневедомственного контроля, который позволил бы сделать проверки более объективными.<BR><BR>-- Что дадут такие проверки?<BR>-- Новый Административный кодекс очень существенно увеличил штрафные санкции за экологические правонарушения.<BR>-- А не задушат ли такие штрафы экономику Ленобласти?<BR>-- Главная задача нашего департамента и новой инспекции заключается в создании на территории области реально действующей системы госконтроля за природопользованием. Разовыми, эпизодическими проверками, которые имели место в прошлом, ситуацию переломить невозможно. Нужна плановая система, которая позволит иметь губернатору, правительству и населению области достоверную информацию о состоянии окружающей природной среды и уверенность в том, что все организации, работающие на территории области, соблюдают требования природоохранного законодательства. Наша задача состоит не в том, чтобы наложить как можно больше штрафных санкций или поймать как можно больше нарушителей, а в наведении порядка, исправлении сложившейся ситуации. Нужно привести деятельность хозяйствующих субъектов в соответствие с природоохранным законодательством.<BR><BR>-- Пока создается инспекция, уничтожение лесов в области идет катастрофическими темпами.<BR>-- Эта проблема очень многогранна. Во-первых, для обывателя любая рубка, которая происходит в лесу, воспринимается как катастрофа. Мы не можем не рубить древесину: большая часть предметов быта изготавливается именно из дерева. Другой вопрос, что заготовка древесины должна вестись в соответствии с установленными требованиями. На любой охраняемой природной территории, за исключением заповедников и национальных парков, могут производиться выборочные рубки.<BR><BR>-- Тем не менее вырубки ведутся так, что после их проведения остается столько веток и сучьев, что через них не пройдет и медведь.<BR>-- Действительно, первые 1-2 года после рубки лес выглядит неприглядно, но в дальнейшем ветки утрамбовываются и перегнивают. Ветки оставляются в лесу специально и служат для поддержания естественного баланса в лесной экосистеме. У государства нет денег для удобрения леса, и естественный перегной идет ему во благо.<BR><BR>-- На Западе, очевидно, придерживаются другого мнения?<BR>-- Могу привести конкретные примеры. Почему-то принято хвалить скандинавские технологии выращивания и рубки леса. Скандинавская модель заключается в том, что лес рассматривается как огород, с которого должен быть снят высокий урожай. Поэтому все больные и некондиционные деревья выпиливаются, все сучья и ветки из леса вывозятся и отправляются на переработку. Но сегодня эта модель потерпела сокрушительное поражение ввиду того, что почва очень сильно обеднялась, так как не было естественного перегноя. Кроме того, нарушилось естественное развитие грибов и насекомых, которые были лишены привычных экологических ниш. В таком лесу происходят мутации, даже возникают виды насекомых, которые начинают повреждать здоровые деревья. Например, в Германии 10-15 лет назад по этой причине пришлось вырубить огромное количество елей.<BR><BR>-- Неужели за это время технологии не изменились?<BR>-- Я недавно был в Швеции, где сейчас, как и в России, сучья и ветки после рубки остаются в лесу. Используются даже методики, предписывающие оставлять пни высотой 1,5 метра, для того чтобы на них селились грибы и насекомые. Система ведения лесного хозяйства в России является приемлемой с экологической точки зрения и позволяет рассматривать лес не как огород, а как естественную экосистему. В Европе естественного лесного ландшафта практически не осталось: леса очень разрежены и больше напоминают парки.<BR><BR>-- И все-таки, как будут пресекаться несанкционированные рубки леса?<BR>-- Наша задача -- заставить работать федеральные органы управления лесным хозяйством, потому что они "расслабились" и, как показывают проверки, работают неэффективно. Сегодня сложилась парадоксальная ситуация: органы, отвечающие за лесное хозяйство, практически самоустранились от выполнения своих обязанностей.<BR><BR>-- А что может сделать один лесничий?<BR>-- Действительно, сегодня наблюдается недокомплект государственной лесной охраны (ГЛО). Тем не менее даже при наличии сегодняшней численности она способна выполнять свои задачи. Вопрос не в увеличении численности сотрудников лесхозов, а в улучшении качества их работы.<BR>В статье 77 Лесного кодекса РФ прописаны очень широкие полномочия сотрудникам ГЛО, даже большие, чем у сотрудников милиции. Например, если протокол об административном правонарушении может составить только офицер милиции, то в ГЛО лесник вправе самостоятельно создать такой документ. Кроме того, именно на ГЛО возложены функции наложения арестов, задержания транспортных средств, обеспечения правопорядка на территории лесного фонда.<BR><BR>-- Получается, что лесники сами не хотят использовать свои полномочия?<BR>-- Не совсем так. К сегодняшней ситуации привел ряд объективных причин. Это развал системы управления природопользованием, отсутствие необходимого бюджетного финансирования, так как те средства, которые выделяются на сегодняшний день, просто несерьезные.<BR>Нарушители могут дать взятку леснику большую, чем его годовая зарплата. О чем еще говорить...<BR>МПР должно обратить внимание на своих сотрудников. Аналогичная ситуация складывалась лет 10 назад на железной дороге, когда проводники абсолютно не заботились о пассажирах, а проезд в вагоне напоминал сущий ад. Сейчас ситуация кардинально изменилась в лучшую сторону, потому что проводникам платят достойную зарплату, возникает даже конкурс для устройства на эту должность. Почему бы аналогичным образом не поступить и МПР?<BR><BR>-- У наших лесов есть еще один враг -- это лесные пожары, с ликвидацией которых дела обстоят не очень хорошо. В чем причина?<BR>-- Тушением лесных пожаров занимаются три структуры: ГЛО, МЧС и пожарные. При тушении лесных пожаров сегодня важно использовать те силы и средства, которые имеются. Главная беда не в том, что не хватает техники, а в неграмотном использовании сил и средств. Когда происходят лесные пожары, то необходимо, чтобы все структуры реагировали на это как на ЧС. Если возникает большое количество пожаров, то должны быть приостановлены все работы по лесозаготовке и мобилизованы все силы и средства лесопользователей для ликвидации возгорания. Пожар сразу полностью потушить нельзя, поэтому очень важно ограничить зону его распространения.<BR>ГЛО совместно с МЧС удерживают ситуацию под контролем: практически все пожары удается вовремя локализовать. Тушение пожара -- это борьба со следствием. А причина -- безответственное поведение граждан в лесу.<BR>Недавно совместно с МЧС мы делали облет на вертолете лесных массивов в Киришском районе и выяснили, что кроме двух болотных пожаров все остальные возникают в непосредственной близи к садоводствам. Поэтому, пока у людей не изменится отношение к поведению в лесу, мы будем гореть, как шведы под Полтавой.<BR><BR>-- При Комитете по природопользованию и охране окружающей среды Петербурга создан "зеленый телефон", с помощью которого горожане пытаются донести до чиновников волнующие их экологические вопросы. Планируется ли подобная структура в области?<BR>-- Единого телефона пока нет, хотя в 2003 году такая форма работы с населением будет создана. Сейчас по программе "Диалог" работает целая сеть общественных приемных. Кроме того, каждый житель области имеет возможность обратиться со своими проблемами к муниципальным властям.<BR><BR>Стандартное нарушение, которое допускается хозяйствующими субъектами, -- работа без необходимой природоохранной документации (лицензий, разрешений и т.д.) повлечет за собой наложение штрафа 40-50 тыс. рублей.<BR><BR>В Ленобласти более 4500 человек работают в подразделениях ГЛО, 28 лесхозов Министерства природных ресурсов (МПР), 10 сельских и три военных лесхоза.<BR><BR>Зарплата лесника составляет 700-1000 рублей в месяц. Инспектор Главного управления получает 1,5-2 тыс. рублей в месяц. При этом суммы исков и штрафов составляют весьма солидные цифры, а сумма ущерба окружающей среде иногда превышает 1 млн рублей только по одному протоколу.<BR>