00:0027 августа 200200:00
18просмотров
00:0027 августа 2002
Предъюбилейная реставрация Петербурга: впереди большая работа и совсем немного времени
<BR><BR><B>Предъюбилейная реставрация Петербурга: впереди большая работа и совсем немного времени</B><BR>Первые впечатления прибывшего в город туриста: Дворцовая -- в лесах, Петропавловка -- в лесах, канал Грибоедова -- "в раскопках" и т.д. и т.п. Поневоле закрадываются опасения: "Вдруг не успеют?" Этот простой вопрос тянет за собой остальные: "Какова вероятность того, что в случае цейтнота возникнет спешка и как она скажется на качестве работ?" Ситуацию с предъюбилейной реставрацией "ДП" прояснил главный специалист научно-реставрационной фирмы "Интарсия" Владимир Сорин.<BR>"В городе существует определенный перечень объектов, которые должны быть отреставрированы к 300-летию города. Но дело в том, что в него были включены далеко не все памятники. Например, там не было Александровской колонны, и из-за этого возникали серьезные проблемы с финансированием реставрационных работ этого памятника. Сейчас средства, кажется, нашли, но драгоценное время ушло. К юбилею нас заставят делать все "сумасшедшими темпами", -- говорит Владимир Сорин.<BR><BR><B>Календарь</B><BR>На самом деле 9 месяцев до юбилея осталось только по календарю. А многие реставрационные работы можно проводить лишь в теплое время года. Следовательно, впереди у реставраторов в лучшем случае месяца 4, а то и меньше. Кроме того, огромную проблему для многих работ представляют различные административные неувязки.<BR>"Одни реставрационные работы не увязываются по времени выполнения с другими. Например, сейчас идет реконструкция Дворцовой площади. Дело нужное, но при этом отключаются от электроснабжения все объекты, расположенные на ней, в том числе Александровская колонна. Сейчас, правда, удается договориться по этому вопросу с корпорацией "Возрождение", ведущей работы на Дворцовой площади.<BR>Реставрационный период очень короток, и то, что можно сделать летом, не удастся осуществить зимой. Например, все работы с гранитом на Александровской колонне можно делать только в теплое время года. Зимой, в принципе, тоже можно, но за огромные деньги, так как придется применять разогревание.<BR><BR>Срок-300<BR>Владимир Сорин сетует на то, что все административные процедуры и выделение средств на реставрацию происходят не всегда в срок. Из-за этого реставрационные работы идут не так равномерно, как хотелось бы. Отношение к памятникам иллюстрирует такой пример. Есть в городе замечательный памятник -- Афродита Сангали, расположенный на Лиговском проспекте. Пользователем этого памятника является ГУП "Водоканал Санкт-Петербурга". С ним "Интарсия" 2 года назад заключила договор на реставрацию скульптуры.<BR>Реставрация началась, но дальнейшее финансирование прекратилось в самый неподходящий момент, когда реставрационные работы нельзя останавливать. В итоге реставраторы были вынуждены за свой счет довести работы до такого уровня, чтобы памятник можно было законсервировать. В таком виде он стоит уже более 5 месяцев.<BR><B>Пасмурная весна</B><BR>Общее состояние большинства архитектурных памятников города весьма плачевно. "Петербург -- город молодой, и фактически большинство наших памятников имеют очень небольшой возраст: 150-170 лет. Для памятника это ранняя весна, но при этом они у нас находятся в ветхом состоянии, многие доведены до полного изнеможения. И все это только из-за нашего невнимания к ним. Памятник из металла должен стоять многие тысячелетия. Я видел памятники в Китае и Египте, которым 5-6 тысяч лет, при этом они находятся в прекрасном состоянии. Отношение к памятнику в России -- это элемент игры: если требуется ремонт, то его делают быстро и не всегда качественно, и проблема решена, а что будет дальше, никого не волнует".<BR><BR><B>Старая горячка</B><BR>Для предположений о том, что нынешняя юбилейная реставрация может выйти памятникам боком, есть богатая историческая почва.<BR>Владимир Сорин приводит в пример недавнюю реставрацию Колесницы Славы над аркой Главного штаба, когда реставраторов заставили закончить работы к 25 декабря. "К этому сроку, работая в нормальном режиме, нельзя было сделать все как следует. Мы отвечаем за памятник и не можем делать работу халтурно. После новогоднего пожара на Колеснице Славы пришлось делать заново фигуру богини. Воссоздание -- это процесс длительный, требующий осуществления нескольких этапов. Мы были вынуждены отказаться от выполнения части этапов: получалось, что вместо богини за отведенное время можно было установить "железного дровосека", т.е. недоделанную скульптуру. И только гигантскими усилиями удалось добиться результата, хотя он мог бы быть и лучше", -- рассказывает Владимир Сорин.<BR>Подобные примеры далеко не единичны. Так, во время нынешних работ реставраторам постоянно приходится исправлять ошибки и промахи предшественников. Почти 40 лет назад, когда реставрировали Александровскую колонну, торопились к 7 ноября и не выполнили ряд необходимых работ. Тогда не избежали многих очевидных ошибок. Например, надо было внимательно посмотреть и найти все отверстия, через которые вода льется вовнутрь колонны, там замерзает и в итоге разрушает конструкцию. Тогда же не были проведены ультразвуковые исследования, которые дают самое большое количество информации. Те работы, которые были проведены, можно назвать косметическим ремонтом. А что говорить о шпиле Петропавловской крепости!? Там причины случившегося, по словам Владимира Сорина, еще предстоит выяснить.<BR>"До нашей реставрации кони на Аничковом мосту реставрировались в 1978 году. И за эти два с небольшим десятилетия, прошедшие между реставрациями, они пришли в ужасное состояние.<BR>Тогда мероприятия по созданию защитно-декоративного слоя были сделаны по классической схеме, которая не вызывала возражений у принимающего начальства. Поверхность не выдержала полутора лет. Когда мы начинали работать с этим объектом, то констатировали 100%-ное поражение поверхности памятника бронзовой болезнью", -- говорит Владимир Сорин. Реставраторы использовали совершенно новый, разработанный ими метод. Пришлось приложить много усилий, чтобы обосновать эффективность и преимущество нового подхода перед классическими. Обычно если сделана ошибка, то результаты ее сказываются при смене времен года. С момента последней реставрации прошел год, и объект находится в отличном состоянии. "Наша технология утверждена КГИОПом для реставрации навершия и пьедестала Александровской колонны, -- говорит Владимир Сорин. -- Сейчас появляются разговоры московских чиновников, которые сомневаются в эффективности нового подхода. При том, что применение нашего метода обходится даже дешевле, чем классического".<BR>Классический способ реставрации предполагает растворение незначительной части авторской поверхности, но если способ плохо работает, то такие процедуры приходится применять все чаще и чаще, что приводит к ухудшению состояния памятника. Метод, разработанный Сориным, предполагает покрытие слоем закиси меди, который как бы отдается на растерзание атмосфере, а авторская поверхность, находящаяся под ним, остается защищенной.<BR><BR><B>Охрана</B><BR>Еще одной большой проблемой является сохранение приведенных в порядок памятников. За примерами далеко ходить не надо.<BR>Как не везет той же Колеснице Славы. Она никак не защищена от вандалов, к ней по крышам пробираются все, кому не лень. Тем более что сейчас на фасаде здания Главного штаба стоят леса, которые позволяют всякой шпане проникать к памятнику. "Молдаване и таджики превратили в сортир одну из полостей конструкций основания памятника. Эти "люди" лазают по памятнику, прыгают и танцуют на лошадях, оставляя следы на медных оболочках, которые не рассчитаны на удары сверху. В результате происходит разгерметизация швов, туда попадает влага, и памятник начинает гибнуть. У нас имеется переписка с руководством Эрмитажа по этому поводу. Просим сделать сущую малость -- небольшие ограды справа и слева, незаметные с площади, чтобы закрыть доступ посторонних к памятнику. Но этого до сих пор не сделано, и наша работа идет насмарку, -- огорченно говорит Владимир Сорин. -- Александровской колонне тоже "повезло": пьедестал весь в надписях, сколах. Весь декор пьедестала засыпан битыми пивными бутылками. Неужели и сейчас нужно устанавливать охрану у каждого памятника архитектуры, как это было в прежние времена?"<BR>В результате гарантировать долгую и счастливую жизнь только что отреставрированных памятников не может никто.<BR>"Я всегда нахожусь в сомнении при ответе на вопрос о гарантиях сохранности памятников. Если бы мы изготавливали все используемые при реставрации материалы сами, то мы бы дали гарантию на многие десятилетия. Но дело в том, что мы покупаем материалы в розничной продаже, и, к сожалению, приходится сталкиваться с некачественными материалами. В частности, при реставрации коней на Аничковом мосту мы вначале закупили бензотриазол (средство для борьбы с коррозией), который оказался некачественным. Хорошо, что это удалось выяснить до его использования.<BR>Пока, к сожалению, у нас не всегда хватает денег для того, чтобы покупать гарантированные импортные препараты, на которые можно было бы стопроцентно надеяться. Какие гарантии можно давать, если на коней ежедневно забираются люди, жаждущие сфотографироваться? При этом они не понимают, что песок, который находится у них на подошвах, укорачивает жизнь бронзовым скульптурам", -- с сожалением отмечает Владимир Сорин. (А.Н.)<BR><BR><BR><B>точка зрения</B><BR><B>Леонид Вайсберг, президент ЗАО</B><BR>"Горно-<BR><B>Металлургическая</B><BR><B>группа</B><BR>Механобр":<BR><BR>"Я очень хочу, чтобы к юбилею Петербург выглядел помолодевшим и нарядным. Тот объем реставрации, который сейчас ведется, мне кажется абсолютно нереальным. В городе нет таких людских, строительных и прочих ресурсов, чтобы обеспечивать этот объем. Я очень удивлюсь, если на всех тех объектах, которые сейчас реставрируются, работы будут закончены к юбилею города. Если же все-таки успеют, то я буду действительно счастлив. Но мне кажется, что реставрация многих памятников будет завершаться уже после юбилея города. К тому же для реставрации остается всего-навсего 2-3 теплых месяца до наступления холодов, а в мае уже надо будет принимать гостей. Занимаясь реставрацией памятников, мы не должны забывать и про состояние наших улиц. В какое бы замечательное состояние мы ни привели наши памятники, мусорное окружение вокруг не сделает их более привлекательными".<BR><BR><B>Татьяна Царева,директор</B><BR>туристической фирмы "Интурбюро":<BR>"Конечно, очень хочется, чтобы все запланированное отреставрировали, но, на мой взгляд, к юбилею все равно не успеют. Поначалу было видно, что к реставрации подходили основательно, а сейчас складывается такое впечатление, что все делают для галочки. Меня всегда восхищает то качество работ, которое было при изготовлении и установке памятников в ХVIII и ХIХ веках. Некоторые памятники того времени до сих пор не требуют серьезной реставрации. Нынешним мастерам неплохо было бы поучиться у своих предшественников и реставрировать пусть не на века, то хотя бы на десятилетия. Очень приятно то, что сейчас столько памятников в реставрации. Ведь в советское время в основном разрушали, а на памятники было вообще глубоко наплевать. Поэтому главное -- чтобы делали как можно больше и лучше. Ведь чем более привлекательным будет выглядеть наш город, тем большее количество международных конгрессов, выставок, фестивалей в нем будет проходить. Наверное, от этого выиграют все".<BR><BR><B>Михаил</B><BR>Горба,<BR>директор Санкт-Петербургского филиала ОАО "Акционерный коммерческий банк "Югра":<BR><BR>"Мне трудно адекватно оценить ситуацию, потому что я не владею статистической информацией об объеме выполняемых реставрационных работ. Я считаю, что все равно на все денег не хватит, поэтому надо выбрать ключевые объекты, вокруг которых будет происходить празднование юбилея, и привести их в полный порядок. Не надо пытаться объять необъятное. Спешка к юбилею не приведет ни к чему хорошему. Во-первых, потребуются дополнительные финансовые затраты в связи с уменьшением срока реставрационных работ, а во-вторых, кто будет гарантировать, что спешка не пойдет в ущерб качеству. Пусть сделают меньше, но качественнее. Я думаю, что реставрация памятников -- не столь прибыльное дело, поэтому в городе нет такого количества квалифицированных кадров, чтобы обеспечить реставрацию всех объектов. Мне кажется, что кроме памятников надо обратить внимание и на их окружение, и на состояние дворов и подъездов. Мусор в городе бросается в глаза намного быстрее, чем неотреставрированный памятник".<BR><BR>Леонид Викторов, генеральный директор ООО "Прайм-<BR>сервис":<BR>"Я считаю, что к 300-летию Петербурга надо было готовиться заранее, а не начинать реставрацию большинства объектов в течение последних 1-2 лет. А сейчас получается, что реставрируют все подряд, стремясь успеть к юбилею. Хотя сделать это, на мой взгляд, практически нереально, поэтому стоит расстаться с мечтой о том, что через год все будет готово, как было задумано. В конце концов, юбилеем жизнь в Петербурге не заканчивается".<BR><BR>Владимир Хильченко, президент холдинговой компании "Фаэтон":<BR><BR><BR><BR><BR>"Если мы будем реставрировать памятники ни шатко ни валко, то это может растянуться на очень длительные сроки. Мы, например, в своей работе стремимся к тому, чтобы процесс шел оптимально быстро и качественно. К 300-летию государством выделены деньги для реставрации исторических объектов города, поэтому, чтобы эти деньги не пропали, их надо освоить до юбилея. Говорить о качестве работ мне трудно, но очень бы не хотелось, чтобы произошло так же, как с дорогами. Года 2 года назад в Петербурге сделали массовый ремонт дорог. Дело, безусловно, хорошее, но на следующий год состояние дорожных покрытий было близко к доремонтному. Встает вопрос: нужно ли было делать так, или стоило выполнить в несколько раз меньшие объемы, но зато с высоким качеством.<BR>К реставрации памятников может быть два подхода. Первый заключается в том, что реставрация необходима для того, чтобы наш город был привлекателен для туристов и оставлен в надлежащем состоянии потомкам. И если гости города проедут по неважным дорогам, то это скоро забудется, а вот впечатления об увиденных памятниках останутся на всю жизнь. Второй подход основывается на том, что среди многих острых городских проблем с реставрацией памятников можно и повременить в связи с недостатком средств. Так что, если к юбилею отреставрируют хотя бы какое-то количество исторических объектов, то это будет большой подарок и его жителям, и гостям".<BR><B>Подготовил</B><BR><B>Александр Новиков</B>